Форум » РУСИНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАЦИЯ » МИРОН ВИКЛЮК Материалы о русинах » Ответить

МИРОН ВИКЛЮК Материалы о русинах

rusin: МИРОН ВИКЛЮК УГОРСКАЯ РУСЬ - РУСЬ У ГОР Публицистика, рассказы, эссе. Авторская редакция г. Приморско-Ахтарск Краснодарский край 2008 год Об авторе. Мирон Дмитриевич Веклюк родился в 1951 году в Закарпатской области. Окончил Киевское военное танковое инженерное училище, Всероссийский заочный факультет фотожурналистики, Международную Академию психологических наук. Многие годы был военным, работал в правоохранительных органах. В начале 90-х связал свою судьбу с журналистикой. Работал в ужурской районной газете «Сибирский хлебороб», газетах: «Речник Енисея», «Красноярские профсоюзы», создал газеты «Медовая горница на Енисее», «Красноярский рынок». С 1994 года член Союза журналистов России. В настоящее время работает над книгой о Подкарпатской Руси. И ты, распад всемирный, не убий Я русин, сын Карпат Ту связь времен, - она еще поможет. Бумагу извожу, кропая. Ведь просто быть не может двух Россий, Скрывать не стану, Как быть и двух Ахматовых не может. Много лет Я друг Саян и брат Алтая Евгений Евтушенко РУСЬ, НЕ КАНУВШАЯ В ЛЕТУ Подкарпатская Русь. Русь изначальная. Теперь в России мало кто знает и помнит о ней и это тем более обидно и досадно тем, кто родился там, под Карпатами. Наши предки называли себя русинами, потомки стали украинцами, и теперь, храня память о дедах и прадедах, мы пытаемся сберечь культуру, традиции и обычаи своего народа, через десятилетия и века обращаясь к предкам, задаём вечные вопросы бытия: кто же всё-таки мы? куда идём? правильно ли держим путь свой? И решил я, подобно юному герою Чехова, через годы обратиться к своему давно усопшему предку с раздумьями, которые уже много лет не дают мне покоя. «Дорогой дед Иван Иванович! Обращается к тебе внук твой Мирослав, которого ты никогда не видел, ибо мы разминулись с тобой в этом бренном мире на целых восемь лет. Прости меня, за то, что, побывав недавно на Родине, я так и не смог отыскать на старом кладбище затерянную твою могилку и поклониться твоему праху. Прости, что не проявил должного усердия и терпения и, найдя веские, на мой взгляд, причины, вынужден был до срока уехать в далёкую и ставшую мне родной Сибирь. На этот раз, возможно, навсегда. Ты ушёл из жизни в середине жестокой войны, в 1943 году. Я родился уже в мирное время. Я много слышал о тебе, и в детстве меня не покидало ощущение, что ты где-то рядом. Мне так хотелось видеть тебя и говорить всем: « Вот мой дедушка!» Но, взрослея, я понял однажды, что никогда не смогу увидеть тебя живым, подойти и обнять. Мне стало горько. Не проходит горечь и от того, что на жестокой войне, где-то у Дона-реки сложили головы два твоих младших сына, и где их могилы и есть ли они вообще, знает лишь степной ветер. А ещё хочу рассказать тебе, что после того, как ты ушел из земной жизни, и закончилась страшная война, на нашу маленькую прекрасную Родину – Подкарпатскую Русь, которая много столетий находясь в «объятиях» австро-мадьяр и Унии, сумела сохранить свой старославянский язык и культуру русинов, выпали новые испытания. Часть её территории присоединили к Советскому Союзу, к Украине и назвали Закарпатской областью, а древних карпатских русинов записали украинцами. Так, что, дедушка, мы с тобой разной национальности. Надеюсь, ты меня простишь за это. На последней переписи населения я записал свою истинную национальность – русин. Мне кажется, звучит гордо. Язык русинов во многом похож на язык древних русичей. Жаль, мы теряем его. Как всё больше и больше теряем на глазах свою самобытную культуру, традиции, обычаи. То же самое происходит и с людьми, живущими на землях Подкарпатской Руси, что отошли к другим странам. Ты прости меня за этот экскурс в историю. Впрочем, это для меня история, а для тебя будущее, до которого ты не дожил. И может быть, слава Богу. Ты был человеком аполитичным, но крепким, обстоятельным, умелым хозяином. Ты любил свою землю и искренне верил, что Господь не допустит кривды. Но некоторые твои современники, от которых зависела судьба нашего народа, предпочли верить не в Бога, а в идола… Многие искренне радовались нашему воссоединению с братским народом, надеялись на лучшую жизнь. Говорят, что присоединения Подкарпатской Руси к Советскому Союзу захотело большинство простых людей. И росписи в опросных листах есть. Правда, перед тем как предложить расписаться, у людей спрашивали: нужен ли им керосин? А кому он тогда не нужен был? Единственным спасением в послевоенном разрушенном хозяйстве были керогаз и керосиновая лампа. Люди и расписывались, думая, что ставят подпись за этот самый керосин. Вскоре в сёлах стали создавать колхозы, у людей появилась работа, правда, почти бесплатная; твои внуки стали учиться грамоте в украинских школах и были рады, когда им говорили, что они будут жить при коммунизме. Вместе с взрослыми школьники работали на каникулах в колхозе и леспромхозе. Много позже, повзрослев, я начал понимать, что навязанные нашему народу, не знавшему крепостного права, колхозы по сути сделали его крепостным. Колхозы являлись жестокой, наиболее изощрённой, научно-обоснованной апологетами марксизма-ленинизма формой рабства от имени порабощенного народа. Во время Второй Мировой войны немцы на оккупированных ими советских территориях утвердили их существование, и колхозники в поте лица выполняли утверждённый в СССР план по сдаче сельхозпродукции уже нацисткой Германии. Из окна твоего дома, на Красном Плесе был прекрасный вид на Тису, и в половодье можно было наблюдать сплав дараб (огромных плотов), управляемых людьми. Это было великолепное зрелище! Лес не сплавляют теперь по Тисе, а возят на больших машинах с прицепами – лесовозах, и его уже почти весь вырубили. Из-за этого у нас часто случаются большие наводнения, похожие на всемирный потоп. Во время половодий мирная, ласковая река в считанные часы превращается в огромный бурлящий поток, неистово разрушающий на своем пути береговые укрепления, мосты, строения, дороги. Видно так и Река Времени, однажды выйдя из берегов, унесла куда-то в далекое прошлое Подкарпатскую Русь, её историю, а заодно смыла часть нашей памяти. Но новые времена принесли не только это. Когда мне исполнилось девять лет, случилось событие, благодаря которому мы лучше жить не стали, но возгордились: человек впервые полетел в космос! Мы думали, что на небо (по крайней мере, так нам внушала учительница английского языка). Ей – яростной противнице любой религии – казалось, что вопрос о существовании Бога разрешен раз и навсегда. Наш космонавт его там не видел, следовательно, Бога не существует. Что она и пыталась вдолбить в наши несмышленые головы. Хотя даже нам, детям, было понятно, что люди и не могут увидеть Бога воочию. Впрочем, в спор мы с ней не вступали и искренне удивлялись тому, как можно жить на свете, не веруя. Нам, несмышленышам, в скором времени предстояло во всей красе увидеть разнузданную богоборческую кампанию инициированную Н.С. Хрущевым, последствия которой предстоит пожинать не одному поколению. Тогда в селах и городах многие церкви закрыли и разрушили, у других сломали купола и колокольни, сняли кресты и приспособили для хозяйственных нужд. Как-то незаметно во многих домах стали появляться самогонные аппараты – маленькие заводики по изготовлению водки в домашних условиях. Появилась новая традиция – по праздникам и прочим поводам, а то и без повода, - пить водку. Постепенно люди втянулись в пьянство, начали сквернословить. И во многие семьи пришла беда. Но нас Бог миловал. У моего отца, как и у тебя, одиннадцать детей. Девять сыновей и две дочери. Все выросли и стали нормальными людьми. И если бы ты был жив, то тебе, наверное, не хватило бы и целого года, чтобы приехать к каждому из нас и погостить. Так разбросала нас судьба. И, Слава Богу, никто из нас не оступился, не приобрёл дурной репутации. Старший брат мой Дмитрий стал прорабом. Очень много домов построено его руками, в твоем родном Рахове. Брат Василий живет в России, в Саратовской области, работает управляющим в зерносовхозе. Говорят, очень известный человек. Я стал офицером. А Владимир выбрал редкую профессию – много лет ремонтировал церкви, сейчас работает за границей, в Чехии. Меня всегда поражало, когда я видел, как он ловко взбирался на колокольню. Мне казалось, в такие минуты он был ближе всех нас к Богу. Все мы работали, не покладая рук, с верой в Бога воспитывали и крестили детей, по праздникам старались выбраться в церковь. Хотя это и не приветствовалось. Однажды меня направили в длительную командировку в Восточную Германию, где я с удивлением увидел как вера в Бога и социализм соседствуют, не мешая, друг другу. Жаль, что этот опыт не получил распространения у нас. А когда началось большое переустройство огромной страны, люди, вместо того, чтобы переосмыслить все, что делалось прежде, понять ошибки свои, стали просто разрушать, растаскивать то, что с таким трудом возводили. И огромная страна рухнула, похоронив под обломками многих своих граждан. Похороненными оказались и мечты миллионов пожить лучшей жизнью. Сейчас твоя родина принадлежит Украине, а я живу в России, в далеком сибирском городе Красноярске. И я здесь не один русин. В Красноярске обосновались многие наши – выходцы из Подкарпатской Руси. И стали заметными гражданами. Рождение в Карпатах, славных своими лесами, видимо, наложило отпечаток на всех нас. Большинство земляков работает в лесной отрасли. А я много лет пишу о природе. Она здесь, конечно, другая, но такая же манящая и неповторимая. Говорят, что медведь на гербе Подкарпатской Руси, хранящегося ныне в Королевском Дворце в Пражском Граде, похож на сибирского лохматого мишку. Случайно ли это – одному Богу известно… В Украине людям живется непросто, но отдельные горячие головы вместо того, чтобы решать дела насущные, теперь заняты главной, на их взгляд, заботой – переводят фамилии своих граждан с русского языка на украинский. Нашим краянам к такому не привыкать. Мы помним времена, когда после присоединения нашего края к Украине, на украинский язык переводили исторические названия наших сел, городов, даже имена. Твой сын и мой дядя Штефан стал Степаном. Для наших мест имя диковинное. Теперь добрались и до фамилий. Если эта практика получит в Украине повсеместное распространение, то соседи Ковачи могут стать Ковалями, Сидоры – Торбами. В Украине живет немало людей с венгерскими, чешскими, польскими, румынскими фамилиями. Не думаю, что все они будут рады получить новые фамилии. А ведь наши имена и фамилии это уже то, последнее, что объединяет русинов и не даёт забыть о нашей Родине – Подкарпатской Руси. В настоящее время верховная власть Украины отказывается восстановить русинскую национальность и историческое название нашей родины, предоставить ей автономию, хотя в той или иной форме за это высказались почти 80 процентов населения Закарпатья еще 15 лет тому назад. К огромному сожалению, в России ничтожно мало знают о Подкарпатской Руси и братьях-русинах, и уж тем более не знают о тяжелой работе, проводимой патриотами, по возрождению идентичности русинского народа, украинизированного Сталиным и другими адептами интернациональной идеи. А напоследок хочу рассказать тебе о твоем свате, моем дедушке по материнской линии, Иване Даныше. И о том, что с ним приключилось после изгнания оккупантов из нашего края. В отличие от тебя, он был человеком политически активным и настроенным критически как к венграм, так и чехам. Его политические ожидания были устремлены на восток. Так вот. Когда немцы и венгры под нажимом советских войск покатились на запад, он, увидев приближающихся русских солдат, вышел к дороге приветствовать их. Может быть, это была разведка кавалерийского полка или передовой отряд горновьючной стрелковой части – все воины были на лошадях. Один из них обратился к дедушке: – Спички есть? Прикурить дай! Слово «прикурить» в переводе не нуждалось, а вот со словом «спички» вышел конфуз На русинском языке это прозвучало буквально как «прикурить от печки». Наверное, солдат сильно озадачил деда такой необычной просьбой. Солдат, в свою очередь, видя пожилого, но еще крепкого мужчину в добротной одежде, стоящего у большого дома с необычно застекленной верандой и крытого керамической плиткой (что по тому времени было большой роскошью), уже был настроен недружелюбно и, скорее всего, посчитал его «классовым» врагом. Дед ответил, что у него нет «прикурить с печи», печь не горит (у русинов печь – это та часть печки, где выпекают пасху, калачи на Рождество и хлеба, и из-за большого расхода дров топят редко). Не успел он сказать, что с удовольствием даст прикурить «пану вояку» обычным способом, как услышал в свой адрес грубую брань. В следующее мгновение верховой вскинул автомат – и грохнул выстрел! Пуля, пролетев в нескольких сантиметрах от плеча деда, прошила стену дома. То ли так пошутил солдат, то ли лошадь дернула, или по какой другой причине – но дед оказался даже не раненым. Только слишком близкий выстрел опалил его огнем, и зазвенело в ушах. Дед окаменел. Он пытался понять, что случилось. В это время на выстрел подъехал офицер. Узнав о произошедшем, он спешил солдата, забрал у него оружие, коня передал другому. А виновника инцидента куда-то под конвоем увели. Вот так встретились две мировые войны. Мог ли представить конный воин, что перед ним находился участник первой мировой войны, кричавший в окопах, во время братаний русским солдатам «гура!» (русское «ура!»), и что этот пожилой человек много лет состоял в прорусской партии, рискуя своей свободой и жизнью боролся за воссоединение с русскими. Пуля, выпущенная всадником, прошила насквозь не только стену дома, но всю жизнь деда. Он ушел в себя, никогда более политикой не интересовался. Любви или ненависти к русским не проявлял, плохо о них не отзывался, стал церковнослужителем. И о чем думал – известно одному Богу. Я могу только предполагать, какие мысли его посещали после пережитого унижения и морального подавления. Разве мог он представить, что вскоре после встречи с освободителями, которых он так ждал, его маленькая Русь потеряет все, чего с таким трудом добивалась многие годы и в конце-концов канет в Лету. Но не хотелось бы заканчивать грустными словами. Пусть, дорогой дед, мы с тобой никогда не виделись, записаны под разными национальностями, ты лежишь в земле далеко под Карпатами, а я живу в Восточной Сибири, мы были и остаёмся с тобой родными людьми, РУСИНАМИ. И ими останемся. Русин – это звучит гордо. Это действительно звучит! Русин – Руси сын» Мирон Веклюк, русин с 1951 года. Ноябрь 2005 года. Красноярск

Ответов - 5

rusin: УГОРСКАЯ РУСЬ – НЕИЗВЕСТНАЯ ЗЕМЛЯ День выдался жарким, обычно ласковое солнце на этот раз добела раскаленным диском лениво взбиралось к зениту. Перистые облака, словно гигантская паутина, неподвижно висели в голубом небе. Воздух, наполненный ароматом полевых цветов, тысячью птичьих пересвистов, казалось, вот–вот станет осязаемым. Шелест луговых трав, пение птиц, стрекот кузнечиков создавали невероятно прекрасную музыку природы. На горизонте маленький паровоз, испуская клубы пара и дыма, то и дело ныряя в тенистые сады, раскинувшиеся вдоль железной дороги на много километров, торопливо бежал по рельсам на восток к видневшимся вдали горам, будто спешил поскорее укрыться в горной сказочной гуцульской стране – Раховщине, самой восточной части Подкарпатской Руси, от беды, зловещей тучей надвигавшейся с Запада. Рядом, соперничая с полуденным зноем, раздвигая пологие берега, покрытые буйным разнотравьем, величественно несла свои воды к Дунаю красавица Тиса; юркая и быстрая в горах, спокойная на равнине, она будто приглашала полюбоваться на свою красоту. В этой картине была какая–то колдовская сила, заставляющая забыть о бурлящей за ее пределами жизни, которая с каждым днем становилась все опасней. Не иначе как по наущению нечистой силы, этому тихому благодатному краю через несколько месяцев предстояло стать горячей точкой Европы. Именно здесь, в древнем Русинском крае, произошла первая кровавая разминка перед Второй Мировой войной, когда несколько европейских государств вцепились мертвой хваткой в маленькую русинскую республику и разорвали ее на части. Но пока о наших корнях, о старине глубокой. Историческое название карпатороссов – угро–руссы. Они поселились на южных склонах Карпат и Тиссо-Дунайской низменности ещё в 6 веке. Первые упоминания о русинах насчитывают более двух тысяч лет. Этот древний прарусский народ, по мнению некоторых учёных, является старейшим <материнским> русским субэтносом, другие же утверждают, что русины самостоятельный народ и происходят от белых хорватов, расселившихся в VI-VIII веках нашей эры на территории от Высоких Татр на западе и до Черногор (восточное Закарпатье), от Прикарпатской Лемковщины на севере и до Средне-Дунайской низменности на юге. Угро-руссы были крещены в 9 веке, более чем на сто лет раньше, чем Киевская Русь, а после церковного раскола в 1054 году остались в лоно Православной Церкви. Центром страны белых хорватов и угро-русов была крепость Унгоград (Ужгород). В конце IX – начале Х веков (896 -903 гг.) через Карпаты перешли венгерские племена под предводительством Олмы. Ему удалось договориться с князьями о мирном проходе по территории Киевской Руси. Ужгородский князь Лаборец, подчинявшийся болгарскому царю, впустил венгров в крепость. Венгры неоценили его гостеприимность: принесли жертву своим языческим богам, казнили Лаборца, Олма назначил своего сына Арпада предводителем и передал ему власть. Отсюда и пошла венгерская королевская династия Арпадовичей. Объединенный в одну компактную группу, угро–русский народ хотя и находился под влиянием Угрии (ныне Венгрия), имел национальное самоуправление, избирал своих князей, старшин, крайников. Первые угорские короли признавали за угро–руссами их религиозные, национальные права до тех пор, пока в Угрии преобладало православие. Многие угро–руссы занимали высокие посты в Угорском королевстве. Они оказывали существенную помощь Угрии в защите ее территории и расширении жизненного пространства. Первым на угро–руссов оказал давление венгерский король Стефан. А когда католики попытались насильно перекрестить русинов в «латинство» и отнять у них православные храмы, разгорелось первое угро–русское восстание под предводительство Уйки, Купы и Каимы, которое было беспощадно подавлено. После татаро–монгольского нашествия в 1241 году Угорская Русь долго не могла оправиться, и длительное время находилась в страшном запустении. В XIII веке ослабленная Угорская Русь оказалась в составе Венгерского королевства и надолго утратила субъектность. Венгерские власти в бывшей Угорской Руси не допускали даже единой административной единицы, – Русь была разделена на несколько так называемых комитатов таким образом, чтобы ни в одном из них русины не составляли большинства населения. Лидером национального возрождения Подкарпатской Руси стал в XIV веке русский князь из обрусевшей литовской династии Гедиминовичей, правивших на Подолье Федор Кориатович, перешедший со своей дружиной через Карпатский хребет и основавший свои владения в Мукачеве и Маковицах. Со временем он возглавил антикатолическое восстание угро–русского народа, благодаря чему у него сохранилось православно–русское самосознание до сегодняшнего дня. К чести ужгородцев, они достойно хранят память о своем князе. Одна из старейших площадей в областном центре – Ужгороде – даже в советское время называлась его именем. В 1526 году Угорская Русь была аннексирована Австрией. Карпато-росское национальное движение вело отчаянную борьбу против ассимиляторской политики Австрии и попыток Унии навязать русинам свою веру. Как только стало возможным преподавание в семинариях на русском языке и произносить проповеди по-русски начали свою просветительскую деятельность угро–русские «будители» 18 века Иван Орлай, Петр Лодий, Михаил Болудянский, Юрий Венелин. К сожалению, эти карпаторусские интеллектуалы вследствие начавшихся австрийских репрессий были вынуждены покинуть родину и переселиться в Россию. В Петербурге, Казани, Одессе работали десятки видных ученых карпатороссов. Многие из них сделали весомый вклад в развитие Российской науки. Первым ректором С.Петербургского университета был русин М.Балудянский, он же был воспитателем великого князя – будущего императора Александра 1. И.Орлай был редактором <Всеобщего журнала врачебной науки>, возглавлял Нежинскую гимназию высших наук созданную В.Кукольником, а с 1826 года возглавил Ришельевский лицей в Одессе. П.Лодий был первым деканом Санкт-Петербургского университета, а Венелин стал одним из основоположников русского славянофильства, воспитав виднейших русских деятелей ,Ивана и Константина Аксаковых. В.Кукольник возглавлял С.Петербургский Главный педагогический институт, он оказал огромное влияние на формирование взглядов Н.В.Гоголя. В заслугу этих учёных входит огромная работа по созданию научной терминологии, П. Лодий – философской, И. Орлай – медицинской, В.Кукольник – по химии, агрономии, экономии. Небезынтересным мне кажется фрагмент деловой записки министра народного просвещения А.Н. Голицына императору Александру 1 по случаю открытия Казанского университета. Министр писал: «Один народ, от которого нам можно желать ученых – это карпатороссы, говорящие одним с нами языком и сохраняющие веру предков наших. Нам известно, что правительство австрийское не благоприятствует сношениям карпато-россов с нами… Один следовательно остается способ – непосредственное сношение правительств. Посему приемлю смелость спрашивать, не благоугодно ли будет Вашему Императорскому Величеству, дабы Министерство наше Иностранных Дел вошло в сношения с австрийским правительством для приобретения ученых из карпато-россов к занятию в Казанском университете кафедр?» Невозможно переоценить подвижнический труд просветителя, историка, литератора Александра Духновича, который утверждал, что в русском языке, русской культуре карпато-россы найдут свое спасение. Его главная работа «Истинная история карпато–россов», написанная в 1853 году, была напечатана в Москве в 1914. Он является наиболее значимой фигурой русинского возрождения. На Подкарпатскую Русь надвигалась очередная напасть. Чтобы оторвать западные русинские народы от Российской империи, Австрия и Ватикан решили в принудительном порядке украинизировать эти народы и навязать им униатство. К австрийским «изысканиям» в области «украинизации» литературного языка русинов А. Духнович относился крайне отрицательно. А относительно «украинской» орфографии, насильственно введенной в Австрийской Галиччине, он настаивал, чтобы в Угорской Руси книги не были писаны по новой «немецко–галицко–русской орфографии», «бо у нас тую орфографию и мужик не терпит». Были у него и более категоричные высказывания, но из уважения к украинскому языку воздержусь от их цитирования. А Иван Раковский, угро–русский писатель, много сделавший для распространения в Угорской Руси общерусского литературного языка, сказал: «Наша Угорская Русь никогда ни на минуту не колебалась заявить свое сочувствие к литературному соединению с прочей Русью. У нас … никогда и вопроса не было по части образования какого–нибудь отдельного литературного языка» (газета «Светъ», Ужгород, 1868 г.) В 1914 году грянула Первая мировая война. В кровавой схватке сошлись четыре огромные империи. Между Австро–Венгерской и Российской империями фронт проходил аккурат по территории Подкарпатской Руси – так к тому времени стала называться Угорская Русь. Многие россияне знают о знаменитом карпатском прорыве генерала Брусилова. Но неизвестной, к сожалению, осталась та радость, с какой русины встречали русских солдат в занимаемых ими городах и селах Подкарпатской Руси. Во многих местах встречать освободителей на улицы выходили все – от мала до велика. Дружеское отношение местных жителей к солдатам русской армии проявлялось все время, пока она находились в Карпатороссии. Русины надеялись, что русские пришли навсегда. Но ход истории определялся не в Карпатороссии, и ее колесо покатилось в другую сторону. Европа уже балансировала на краю глобальной катастрофы, финалом которой станет потеря цивилизации XIX века, развал четырёх великих империй, 15 миллионов загубленных жизней, почти столько же покалеченных, голод, разруха и эскалация новой напряженности, результатом которой станет ещё одна мировая война. Февраль 2006 год. Красноярск

rusin: ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН Невзирая на значительные успехи на фронте (только в одном Брусиловском прорыве с апреля по июль 1916 года австро-венгерская армия потеряла более ста тысяч человек), патриотический подъём народа в России резко снизился. Всё больше симпатий завоевывала революционная пропаганда большевиков. Великая империя, на которую возлагала надежды Подкарпатская Русь, постепенно вползала в экономический кризис, разруху и хаос. Власть имущие упражнялись политическими склоками, дрязгами и откровенной демагогией. Крайняя нужда простого народа, неслыханная дискредитация власти в глазах общества определили дальнейший исторический ход событий не только в Российской империи, но и в Подкарпатской Руси. Война, оторвав от привычных дел огромную часть рабочих и крестьян, постепенно сделала их вооруженным резервом надвигающейся революции. Попытки российского правительства подавить революцию или хотя бы приостановить её расползание на армию и фронт, заканчивались неудачами. Неудачи стали преследовать и саму армию. Русская армия из Карпат ушла, а подкарпатских русинов ждали безнаказанные убийства, тюрьмы, ссылки и концлагеря Терезин и Таллергоф – предвестники Освенцима и Бухенвальда. Около 60 тысяч русинов приняли там мученическую смерть. Для приблизительно семисоттысячного народа эти потери соизмеримы с потерями Советского Союза во Второй Мировой войне. За непродолжительный срок уничтожено почти 10 процентов населения – это горе в каждом доме, это трагедия, имеющая демографические последствия. Мне в детстве довелось разговаривать со свидетелем тех давних событий, уже пожилым человеком – Дмитрием Вишованом. (Его сын Павел Вишован стал генералом, служил в Генеральном штабе министерства обороны СССР). Складывалось жуткое представление о том времени. Казалось, австро–венгерские жандармы избивали весь народ. Избиение людей палками, больше похожими на колья, длилось не один день. Все, кто помогал русским или был замечен с ними в каких–либо связях, не избежали этой участи. По Карпатороссии шел стон.… Казалось, стонали сами горы. Так русинов возвращали в лоно Австро–Венгерской империи. Вскоре сама Австро–Венгрия приказала долго жить, а Подкарпатская Русь вновь пожелала воссоединиться с Россией. К тому времени в России произошла Октябрьская революция, и революционерам было не до Карпатороссии. Подкарпатская Русь приютила до 15 тысяч белоэмигрантов. Русины не понимали разницы между «белыми» и «красными». Они просто любили русских. С лихвой, хлебнув горя от разных европейских «культурологов» и «просветителей», русины стояли исключительно на русских национальных позициях, интернационализм большевиков был для них как минимум непонятен. Русины искренне надеялись, что скоро все образуется, и русские перестанут причинять друг другу зло, преследовать друг друга. Все это откладывало воссоединение двух народов на неопределенный срок. Но русины многого не знали. В 1925 году руководство СССР «аннулировало» в Коминтерне русинов как народ. Возможно, за симпатии и помощь русским эмигрантам. Мы еще вернемся к этому вопросу и исследуем более подробно это странное решение коммунистического «императора» Всея Советского Союза. Согласно международному договору, подписанному Великой Антантой, Подкарпатская Русь была присоединена к Чехословакии на правах автономного субъекта Федерации. К сожалению, Чехословакия нарушила этот договор и разделила Подкарпатскую Русь на две части, и одну ее часть с 250–тысячным населением присоединила к Словакии. Чехословацкое правительство продолжило украинизацию Карпатской Руси, надеясь таким образом отсрочить предоставление ей автономии и ослабить национально–культурные силы карпатороссов. Для этого они специально выписывали в Карпатороссию галицийских «самостийщиков» и предоставляли им широкие права по украинизации региона за счет средств Чехословацкого правительства. Наряду с этим в школах и учреждениях был запрещен русский язык. Странно, но эта вероломная идея, родившаяся в угоду конфессиальной и политической конъюнктуре – прямо скажем, не гуманными путем изменить целому народу вероисповедание, язык, национальность принадлежит Его Святейшеству Папе Римскому Льву XIII! Поразительно, но спустя много времени, эта доктрина пришлась по душе украинским националистам, подкарпатским коммунистам и далее: атеистам–интернационалистам, советским идеологам и прочим безбожникам. Они оказались достойными преемниками Его Святейшества и успешно потрудились и преуспели на его ниве. В 1938 году, не без попустительства Чехословацкого правительства, в угоду нацистской Германии украинские экстремисты сумели захватить власть в Подкарпатской Руси и тут же переименовали ее в Карпатскую Украину… Первыми, кому они доложили о своем успехе, были руководители нацистской Германии. Это – исторический факт. В марте 1939 года Венгрия оккупировала созданное «украинцами» государственное образование – Карпатская Украина, позволив авторам этой авантюры эмигрировать через Румынию в занятую немцами Австрию, а потом в Прагу. Не хочется неуважительно отзываться об авторе Карпатской Украины. Его судьба сложилась трагически, равно как и судьба государственного образования, к которому он руку приложил. Но мне очень хотелось бы узнать, что носил в душе, на сердце человек и его сподвижники вот так запросто, поменявшие, словно калоши, ход истории и само тысячелетнее название республики. Автор Карпатской Украины стал героем современной Украины, но героем своей Родины ему, увы, никогда не стать. Да и это еще большой вопрос – захотел бы он стать «героем» новой Украины, узнав, что его республика по–прежнему аннулирована? А теперь вновь вернемся к Папе и к Ватикану. Невозможно объять то горе, страдания, сосчитать загубленные жизни, поломанные людские судьбы и прочие напасти, которые принесла эта абсолютно антигуманная доктрина, разработанная в Вене, и святая–святых Ватикана. Уже давно «почили в бозе» ее авторы, сама доктрина стала былью, а «святое» дело Папы живет и процветает. Его берут на вооружение все новые и новые поколения «освободителей», «благодетелей». И уже несть числа бедам, которые принесло это воистину более чем сомнительное с точки зрения богоугоудности, римско–католическое «мероприятие» добросердечному, христолюбивому народу. «Слава Иисусу Христу» – для многих жителей Закарпатья и поныне является повседневным приветствием. Несмотря на жесткую двадцатилетнюю политику насильственной «украинизации» карпато-россов силами чешского правительства, Римско–Католической Церковью, карпатскими коммунистами, социал–демократами, результаты к 1938 году оказались ничтожными. Из восьми депутатов и сенаторов, представлявших русинский народ в Чехословацком парламенте, семеро были русофилы–русины, и только один – украинец. А на Пряшевской Руси, как назвали часть Подкарпатской Руси, переданную Словакии, украинцы даже не решились выдвинуть своих кандидатов. На референдуме 1938 года 76 процентов опрошенных – это в многонациональном регионе! – высказались за русский язык как официальный и язык преподавания. Интересы карпатороссов отстаивала созданная еще в 1919 году Русская Народная Рада, а также Аграрная партия, активным членом которой был и мой дед Иван Даныш, в прошлом австро–венгерский офицер. Если солдатские братания между окопами воюющих армий Первой мировой войны, показанные нам в фильмах советской эпохи, соответствуют действительности. Уверен, что и мой дед способствовал этому. В 1938 году все патриотические силы объединились в Русский Блок. Чехословацкое правительство, хотя и с большим опозданием, но пошло на уступки, и в мае того же года была провозглашена Автономия Подкарпатской Руси. Свершилось! Сбылась многовековая мечта русинского народа. А цивилизованную Европу уже ждал новый рукотворный кошмар. И Подкарпатской Руси была в нем отведена своя трагическая роль. Март 2006 Красноярск

rusin: В «СТРЕЛЕЦКИХ» ОБЪЯТИЯХ ПРЕЛАТА Сегодня только дотошные историки знают о том, что в конце тридцатых годов самой горячей точкой Европы была Подкарпатская Русь. Перспектива появления православного и прорусского государства в самом центре Европы вызывала крайнее раздражение у Венгрии и Польши. Не в восторге от такого развития событий были Чехословакия и Румыния. Нарастало противостояние между русофилами и украинофилами в самой Подкарпатской Руси. Но, невзирая на проукраинские позиции Чехословацкого руководства, народ Подкарпатской Руси поддерживал русофилов. В результате политического кризиса в Чехословакии, вызванного территориальными претензиями к ней Германии, Венгрии и Польши, Карпатская часть получила автономию и 11 октября 1938 года стала федеральной республикой. Во главе нового государственного образования встал Андрей Бродий, известный своими демократическими взглядами. Но вскоре вследствие интриг украинских националистов и Германии, Бродий был арестован по нелепому обвинению, а премьер-министром назначен униатский священник и прелат Папы Римского Августин Волошин. Новое правительство незамедлительно приняло меры по тотальной украинизации всех сторон жизни Подкарпатской Руси. Были запрещены все русинские общественные организации, а вскоре – все без исключения политические партии. И спонтанная республика, прежде, чем пролить кровь своих граждан и кануть в Лету, успела стать тоталитарной. Подкарпатская Русь была переименована в Карпатскую Украину, законодательно был введен украинский язык, принят новый гимн. Это было первое заседание Карпатской Украины, состоявшееся 15 марта 1939 года. Внимательный читатель заметит, что шел второй день оккупации Подкарпатской Руси венгерскими захватчиками. Неужели смена флага, гимна, государственного языка, самого названия государственного образования являлись столь насущными и необходимыми в тяжелых условиях военного времени? «Заслугой» этого закона является то, что многие русины в этот день перестали понимать, кто они есть и в какой стране живут. Сторонники концепции «украинскости» Карпатороссии, надо полагать, преднамеренно переоценивают значение «трехдневной республики» в жизни русинов. Можно переименовать Родину, но нельзя переименовать народ, его сознание и уж тем более его историю. Чью волю мог осуществлять папский прелат и по совместительству политик-авантюрист на в основном православной Подкарпатской Руси, – вопрос далеко не риторический. Новые правители пытались укрепить связи с нацистской Германией, но судьба Карпатской Украины была предрешена. Гитлер, чтобы окончательно привлечь на свою сторону Венгрию, 12 марта дал добро на оккупацию, и в ночь с 13 на 14 марта 1939 года венгерские войска вторглись на территорию республики. В эту ночь произошло еще одно событие, потрясающее своей бессмысленностью. Волошинские сечевики вступили в вооруженный конфликт с Чехословацкой регулярной армией. Конфликт совпал с вторжением венгерской армии на территорию республики и сделал невозможным дальнейшее военное сотрудничество с чехами. После этого кровопролития недостаточно вооруженные и обученные сечевики остались один на один с агрессором. Чехи, фактически прекратив военные действия против венгров, стали отступать. И здесь случилось невероятное, пожалуй, не имеющее аналогов в истории. При каждом удобном случае местное население стало нападать на отступающих чехов, разоружать их и с этим оружием самостоятельно вступать в бой с агрессором! Чехи, конечно, могли защитить себя от этих нападений, но, возможно, из-за элементарного сочувствия не применяли оружие против своих недавних соотечественников. Этот момент, вероятно, мог бы стать апофеозом борьбы карпатороссов за свою свободу и независимость. Но несогласованные, а иногда откровенно провокационные действия сечевиков-волошинцев приводили к плачевным последствиям. Венгерские войска пытались сходу завладеть Подкарпатской Русью, но столкнулись, по признанию самих венгров, с упорным сопротивлением. Не исключено – война и могла бы стать затяжной, но на Ужоцком перевале наступление начали поляки. Положение сечевиков стало критическим. Отступая под нажимом венгров, сечевики сдали Хуст – свою новую столицу, и вскоре столкнулись с чешскими воинскими частями, уходящими через Тису в Румынию. Волошинские сечевые стрельцы вновь вступили в бой с чехами, завладели частью вооружения и повернули его против венгров. Чешское оружие попало и к мадьярам, проживающим компактно с русинами и украинцами. Они не замедлили применить его против сечевиков. Румыны, воспользовавшись ситуацией, стали также нападать на волошинцев, разоружать их и передавать венграм на скорую расправу. Старинная поговорка о том, что нельзя идти в чужой монастырь со своим уставом, возникла не на пустом месте. Украинские националисты, прибыв в Подкарпатскую Русь без приглашения, взбудоражили народ и в короткие сроки успели превратить во врагов всех своих соседей. А военные действия против чехов можно назвать просто безумием. Чехи, будучи уверены, что покидают Карпатороссию навсегда, всеми силами пытались предотвратить бессмысленное кровопролитие и уберечь русинов от трагедии, хотя и сами находились в критической ситуации. Тихий край в одночасье превратился в территорию, где господствовали беззаконие, надругательство над людьми, попрания элементарных норм морали. Дикость и варварство стали нормой жизни. Вскоре на Воритском перевале венгры организовали передачу пленных сечевиков и людей, волею случая попавших в водоворот событий, полякам. Очевидцы свидетельствовали: людей избитых, изможденных, оборванных целыми колоннами сдавали польской погранслужбе. В течение суток все были казнены. Видно, с момента пленения их не кормили и торопились скорее расстрелять, пока еще несчастные могли самостоятельно дойти до места казни. Сечевики, сдавшиеся непосредственно полякам, расстреливались на месте. Такое решение мог принять и капрал. А то, что вершили над местными сечевиками, захваченными в лесах, венгерские жандармы, из этических соображений описывать не буду – это больше подходит для сценария фильма ужасов… Многие сечевики не то что повоевать – оружие взять в руки не успели. Его просто на всех не хватало. Не хватало и военного обмундирования. Многие стрельцы были в гражданской одежде. Единственное преступление, которое могло быть им инкриминировано – незаконный переход государственной границы. Но приговор для всех – один, скорый и жестокий. Прошлое нет смысла ненавидеть. Но чувство омерзения к авторам и постановщикам этой бессмысленной кровавой драмы в Карпатах предательски закрадывается в душу. У меня сложилось ощущение, что начало Катыньской трагедии было положено у карпатских сел Новая Ростока и Вербяжье. Хотя, если углубиться в не такое уж далекое прошлое и вспомнить, как в 20-21-м годах двадцатого века в ходе военного конфликта между Россией и Польшей в польский плен попали около 60 тысяч наспех переодетых в красноармейскую форму и плохо обученных крестьян и рабочих. Их судьба оказалась трагичной. Расстрел даже одного безоружного человека – убийство! Это аксиома. Только так можно избежать бессмысленных людских потерь, о которых, как правило, сожалеют по прошествии времени. Полезно будет знать и то, что годом раньше, в октябре 1938, посол Польши в Германии пан Липский предложил министру иностранных дел Германии Риббентропу обсудить вопрос о разделе Подкарпатской Руси между Польшей и Венгрией, которая, по мнению польского правительства, представляла «подлинный коммунистический центр». Поразительно, но в Советском Союзе считали этот край подлинно бандеровским. Нелишним будет упомянуть, что далеки от истины были как поляки, так и «советы». Немцы по этому вопросу уже имели четкую позицию, но пока ее не озвучивали. Но пан Липский подал им хорошую идею. В чем состояла ее суть, вы уже догадались. Вскоре была разделена сама Польша. Разрешив Венгрии оккупировать Подкарпатскую Русь, Германия оставила за собой право в случае необходимости оккупировать Венгрию, и в 1944 этим правом она воспользовалась. А инициатор похода на Подкарпатскую Русь Хорти оказался в застенках гестапо. Кто-то из древних сказал: «Тот, кто сеет ветер, пожнет бурю». Тонко подмечено. 18 марта 1939 года у села Воловец был подавлен последний очаг сопротивления сечевиков, воевавших в Карпатороссии. В этот день Венгрия завершила оккупацию Карпатской Руси. Михаил Прокоп, карпато-росский общественно-политический деятель, свидетельствовал: «Венгерские власти желали ликвидировать в самый короткий срок не только русский литературный язык, но и весь русский народ, живущий на южных склонах Карпатских гор, превратив его в мадьярский. И при этом они чистосердечно удивлялись тому сопротивлению, какое оказывал их планам русский народ… Разрушались памятники Пушкину, Добрянскому, Митраку, сжигались русские городские, сельские и общественные библиотеки, уничтожали русскую кооперацию… Русская молодежь протестовала. Мадьярские жандармы и полицаи брали учеников гимназий с уроков и избивали их…» Помните, в первую мировую – избиение людей палками? Сменилось поколение, нынешние жандармы были в то время детьми или ещё не родились. Но не изменилась психология. В сентябре 1939 года Галиччина была присоединена к СССР. По Карпатороссии пошло брожение. Очень многие, и особенно молодежь, начали вести себя по отношению к венгерским властям вызывающе. Все были уверены, что Россия вот-вот освободит наш край от мадьярского гнета. А те, кому грозило преследование, убегали в Россию. Благо, граница с ней была теперь рядом. Постепенно бегство в Россию приобрело массовый характер. Многие тысячи русинов, надеясь на лучшую долю, переходили границу. И тут же попадали в лагеря НКВД! Всех без исключения обвиняли в шпионаже. Несправедливое и нелепое обвинение обрекало беженцев на тяжелое существование в советских лагерях с минимальным шансом когда-нибудь выбраться на волю. На родине списки этих людей были опубликованы в специальных бюллетенях, извещавших о лишении их гражданства. Так что о возврате на Родину нельзя было и мечтать. Тем временем немцы оккупировали почти всю Европу и решили, что то же самое могут сделать и с Советским Союзом. Автор плана Барбаросса им гарантировал это. Нет надобности углубляться в данный вопрос – мы знаем, чем все это закончилось для Германии. А для русинов, сумевших выжить на этапах и лесоповалах, единственным спасением было вступление в армию генерала Свободы, сформированную в Бузулуке (Оренбургская область) и состоявшую на первом этапе, в основном, из карпатских русинов. Корпус, пройдя с боями всю Украину, в составе 1-го Украинского фронта дошел до Карпат и 6 октября 1944 года в районе Дуклинского перевала вышел к границе с Чехословакией. Перед солдатами открылась великолепная панорама горных массивов Южных Карпат. Они увидели свою Родину, которая, как никогда, ждала их возвращения. О чем думали эти возмужавшие и рано поседевшие молодые люди, вглядываясь с высоких гор в родные просторы? Могли ли они предположить, когда, скрываясь от венгерских оккупационных властей, через горы уходили на восток, в Россию, каким неимоверно тяжелым, долгим и опасным окажется путь домой? Они, словно былинные герои, стояли молча на границе у поруганной и униженной врагами Родины. Сердца их были преисполнены решимости восстановить справедливость. Апрель 2006 Красноярск


rusin: ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ, ЗДЕСЬ РУСЬЮ ПАХНЕТ! Последствия второй мировой войны потрясли даже видавших виды людей. Неслыханное число погибших соизмеримо с количеством жителей двух средних европейских государств. Самая густонаселенная часть света – Европа – лежала в руинах. На этих руинах по плану Джорджа Маршалла взошла новая сверхдержава – США. Из собственных руин поднимался СССР. Вторая мировая вселила в людей страх, который жив и поныне. Страх перед сильным тоталитарным государством, перед однополярным миром. И пока жив этот страх, возможно, нам удастся избежать крупных войн и потрясений. Вторая мировая разбила вековые мечты русинского народа на обретение Родины – Подкарпатской Руси. После освобождения советскими войсками Карпатороссии от венгеро-немецкой оккупации был возобновлен статус республики «Подкарпатская Русь» в составе Чехословацкой Федерации. Украинцы не проявили активности, а, наоборот, - произошло резкое усиление русофильства. Многие русины стали записываться в Чехословацкий корпус и уходили на фронт бороться с фашизмом. В ноябре 1944 года Собрание народных комитетов Подкарпатской Руси обратилось с просьбой к руководству Советского Союза о присоединении республики к РСФСР на правах автономии. На следующий день 18 ноября Православный съезд Подкарпатской Руси обратился в Москву с новым предложением: включить в состав СССР Карпато-Русскую ССР как 16 республику. К сожалению – это наиболее логичное и с точки зрения политической целесообразности решение карпатороссов, скорее всего, даже не рассматривалось. Победила позиция Хрущева – Мехлиса. И большую часть Подкарпатской Руси в конце концов присоединили к Украине в качестве области без Пряшевской Руси, без города Сигета, оккупированного еще в 1918 году румынами, без земель от города Чопа до города Дебрецена. Без железной дороги от Великого Бычкова до села Деловое, тем самым навсегда прервав нормальное железнодорожное сообщение восточного и западного районов Закарпатья. Для Подкарпатской Руси невообразимый демографический, политический, государственный и экономический регресс. Так могли поступить только политики, не понимающие цену ни людям, ни земле, на которой эти люди живут. Вероятно, Хрущев не знал (или не желал знать!), что Карпатская Русь в течение тысячи лет отстаивала свою независимость, а с 1919 года имела собственный гимн, герб, а впоследствии – и русский государственный язык, автономию и органы государственной власти. Судьба вновь не дала русинскому народу обзавестись собственным государством. И если раньше мешали непрекращающиеся оккупации, то теперь, подозреваю: нигилизм и малограмотность политика, отвечающего за эти процессы. Таким образом, Крым является не единственным территориальным презентом Хрущева Украине. В 1946 году Украине подарили Подкарпатскую Русь. Так усилиями политика-волюнтариста и Москвы был решен вопрос о территориальной принадлежности Подкарпатской Руси. А заодно и ликвидировано русинское движение. Русинский вопрос, несколько столетий стоявший ребром на Подкарпатской Руси, снова оказался нерешенным. Русинский народ вновь вынужден не забывать о своих корнях и Родине, разделенной вдоль и поперек на самых иррациональных основаниях. В СССР русины были насильственно украинизированы, в документах в обязательном порядке в графе «национальность» ставилось «украинец». Теперь в Карпатороссии появились советские лагеря, где заключенные должны были «перековываться» в украинцев. Невозможно в это поверить, но было украинизировано 500 русинских школ, в ГУЛАГ отправлено 187 тысяч русинов. Святый Боже – за что? Для народа, не насчитывающего и одного миллиона человек, это потери (в процентном выражении) более, чем в два раза превышающие потери СССР во второй мировой войне. Народ, у которого на протяжении сотен лет национально-политическим кредо была идея национально-культурного единения с русским народом, оказался в полном замешательстве. Православная нация, на протяжении многих веков настроенная абсолютно прорусски и не давшая во второй мировой войне ни одного пронацистского военного формирования, а, наоборот, молодежь которой всеми правдами и неправдами старалась добраться до России (в Карпатороссии аббревиатуру «СССР» не употребляли), чтобы бороться с захватчиками, заслуживал другой участи. В истории нет подобного примера, когда государство затаптывает в другом народе проявление своих национальных признаков. Представить невозможно, чтобы китайцы или индусы, хотя их миллиарды, обнаружив в соседнем народе схожесть в языке, вере, культуре, обычаях, насильственно ассимилировали его в другой народ. В СССР тысячи карпатороссов за слово «русин» угодили в лагеря. И еще один показательный пример советской национальной политики: в Советском Союзе было создано большое количество всевозможных автономных округов, республик, областей, зачастую – простите!— из пальца высосанных. Порой даже если народность насчитывала всего лишь несколько тысяч человек, ей предоставляли гигантские территории и создавали органы государственной власти. Мы знаем, как в Уссурийской тайге создавалась Еврейская автономная область, где до того не проживал ни один представитель титульной национальности автономии. А Украине передавалась республика Подкарпатская Русь, имеющая тысячелетнюю историю, органы государственной власти и без малого миллион граждан безо всяких прав не только на административную, но даже на национально-культурную автономию и собственную историю. Боюсь быть неправильно понятым и посему подчеркну, что не имею ничего против созданной Еврейской АО. Но справедливости ради хочу заметить, что было бы исторически более справедливым не создавать новое Еврейское административное образование, а восстановить древние, имевшие место быть между Волгой и Доном, а также в Крыму. Святейшие из Рима начали украинизацию Подкарпатской Руси, а безбожники из Москвы, не иначе как при попущении Божьем, закончили дело Рима. Воистину пути Твои неисповедимы, Господи! В ноябре 1944 года главы делегации карпатороссов архимандрит Алексий Кабалюк и профессор Петр Линтур заявили руководству СССР о том, что «Мы решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР. Мы не хотим быть ни чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономной в пределах Советской России». Алексей Геровский из Нью-Йорка посылает в Москву Сталину письмо. В нем он просит: «Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Защитите ее. Не допустите, чтобы наше маленькое русское племя, удерживающееся в течение тысячи лет на юго-западных склонах Карпат, было стерто с лица земли в момент величайших побед русского оружия. Спасите русский край, который русские ученые считают колыбелью русского народа. Русская история Вам этого никогда не забудет». А теперь – не простит. Много позже Олег Александрович Грабарь, редактор сборника «Путями истории», по этому поводу написал: «Каким-то непостижимо нелепым кажется исторический акт уничтожения исконно русского облика Закарпатской Руси, насильственно обращенного в украинцев… Пусть Леонид Ильич Брежнев не будет в обиде на автора, что напомнит ему, произошло это в присутствии Мехлиса, Тюльпанова, Вайса, Иткина, Дедовича и других представителей Советской власти, достаточно образованных, чтобы понять, чего они лишают край, лишая его многовековой традиции и выступая на ролях глушителей русскости». Почему Грабарь не указал фамилию Хрущева? Возможно, счел его недостаточно образованным; и таким образом, сам того не желая, снял с него моральную ответственность за содеянное. А вот что подметила Великая Княжна Мария Павловна, посетившая Подкарпатскую Русь в 1937 году: «В среде карпатороссов я чувствовала себя – точно в России. Тот же обряд, и та же сердечность приема. Кругом те же сочувственные русские лица… Живут просто…» У известного русского писателя Ивана Лукаша есть такие строки: «Синие Карпаты. Они клубятся высоко, как тяжелые тучи в грозовой синеве. Гоголя никогда не оставляло видение Карпат. Он был точно потрясен своим видением и нас потрясал с детства… Малый народ живет до Карпатских гор и на вершинах – полонинах, как синеве облаков. Малое племя Руси князя Владимира и князя Ярослава… И все снится, снится веками народу в синих Карпатах сон о золотой Руси». А вот цитата из произведения другого русского писателя, Анатолия Ладинского: «Есть в названии города Ужгорода что-то древнее, что-то от бревенчатых городов, от православных городищ, от благородных и печальных интонаций «Слова о полку Игореве». И такая же река, через которую волы переходят вброд, течет по камешкам, шелководная и журчащая, стекающая с кудрявых Карпатских гор. Река, которую нельзя себе представить без зелено-красной синей вышивки на девичьей славянской рубахе, без лесной тишины, без кукушки… О Русская Земля!» Архимандрит Алексий Кабалюк в своем знаменитом обращении к Сталину произнес слова, заслуживающие стать крылатыми: «Наша русскость не моложе Карпат… Сам народ именует себя «карпаторусс...». Но никакие доводы по какой-то странной непонятной причине не смогли убедить ни Сталина, ни его приближенных в том, что русинский народ имеет право если не на самоопределение, то хотя бы на существование! А что говорят по этому поводу наши современники? Может быть, что-то изменилось? Времени ведь многое подвластно. Вот как ответил на один из вопросов историк, шеф-редактор карпаторусской газеты «Карпатский Евромист» Валерий Разгулов в интервью, данном пресс-секретарю Института стран СНГ (Москва) Кириллу Фролову: - Для большинства обывателей Закарпатье ассоциируется с Западной Украиной, ее жители – с бандеровцами. Правильно ли это? - Ни в коем случае! – ответил Валерий Разгулов. - Между удивительной страной – Подкарпатской Русью или Карпатороссией и Галичиной нет ничего общего. К сожалению, тотальное невежество наших современников в этом принципиальном вопросе может привести к катастрофическим последствиям для православного русского мира и славянства. Подкарпатские русины (карпатороссы) много столетий в условиях непрекращающихся попыток лишить их религиозного и национального самосознания шли на неимоверные жертвы только за то, чтобы называться русскими, и создали великую культуру, которая до сих пор, к великому сожалении, остается «terra inkognita». Между тем, русский человек, любой славянин, которому имена Андреллы, Духновича, Добрянского, Раковского, Митрака, Кимеха, Фенцика, Сабова ничего не значат, не может считаться культурным и образованным человеком; православный христианин, не знающий жития схимандрита Алексия (Кабалюка), должен просто каяться в грехе. Словом, невежество в карпаторусском вопросе – это подлинный позор для русского народа. Подкарпатская Русь – это древнейшая русская земля, где проповедовали святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. * * * Вся многовековая история бед и страданий русинов Подкарпатской Руси вызывает искреннее восхищение их подлинным героизмом и стойкостью. Они, находясь в составе различных стран, испытывая давление различных культур, религий и политических процессов, не поддались ассимиляции, сумели выстоять и сохранили уникальную самобытную сущность древнейшего народа. Поклонимся им за это! Июль 2006 Красноярск

rusin: КАЛИФ НА ЧАС Новый, 1946 год карпатороссы – теперь уже украинцы – в последний раз встречали праздник в качестве граждан автономии «Закарпатская Украина». Прошлое становилось историей. 22 января 1946 года железной рукой «отца всех народов» Карпатороссия будет обречена на историческое небытие, а слово «русин» будет окончательно изъято из употребления и запрещено. Грустная страница в истории многострадальной Подкарпатской Руси. Даже по прошествии многих лет от всего этого веет безысходностью. Единственное, что приходит в голову – это слова известного барда, литератора и узника ГУЛАГа Юза Олешковского: «Товарищ Сталин, вы большой ученый, в языкознаньи знаете Вы толк». О таком царском подарке от Москвы украинские националисты даже не смели и мечтать. Отсутствие всякого социального сочувствия, махровый нигилизм, вопиющая близорукость в национальном вопросе поражает воображение. То, что предвидели русинские ученые в XIX веке, советские лидеры упорно не желали видеть в средине XX века. Мне кажется уместным привести слова профессора А. Будиловича, который в конце XIX века написал работу «Об основных воззрениях А.И. Добрянского»: «Добрянский был непримиримым врагом языческого раскола в среде ветвей русского народа. Возникновение и распространение у малороссов и червоноруссов особого образованного языка, как бы плеонастического дублета для языка Пушкина и Гоголя он считал предательской изменой, и кровным интересам как этого народа, так и всего греко-славянского мира». Так все же, за что так невзлюбил карпатороссов товарищ Сталин? Теперь мы можем только предполагать, какую информацию получал Верховный Главнокомандующий от Хрущева и Мехлиса по обустройству послевоенной Подкарпатской Руси. Но, скорее всего, она была следующего содержания. Хочу обратить ваше внимание, что к народу Карпатороссии это никакого отношения не имеет. Это была личная инициатива Волошина и, возможно, очень узкого круга лиц. Волошинская администрация, а попросту украинские националисты, захватив власть, стали всеми силами тащить немцев в Карпатороссию. Об этом свидетельствует выдержка из письма президента Волошина Риббентропу. «С самого начала, то есть от Мюнхена, я возлагал надежды только на Немецкий Рейх. 14 марта в соответствии с правом на самоопределение нами была провозглашена независимость Карпатской Украины и одновременно было принято обращение к Немецкому рейху, чтобы он взял ее под свой протекторат». Как близко подошел Волошин к тому моменту, когда мог стать гауляйтером Карпатской Пруссии! Не дожидаясь решения Немецкого Рейха, правительство Карпатской Украины «передало все права на разведку полезных ископаемых и их эксплуатацию Германии». Немцы получили разрешение на строительство автострады «Запад – Восток». Для чего она была нужна, вряд ли для кого-то стало загадкой. Щедрой души был этот хозяин Карпат! А вот еще одно небезинтересное свидетельство той эпохи. 30 мая 1939 года Статс-секретарь Германского Министерства иностранных дел Э. Вейцзекер заявил советскому поверенному в делах в Берлине Г. Астахову, что имеется возможность улучшить советско-германские отношения. Он подчеркнул, что Германия, отказавшись от Карпатской Украины, сняла этим повод для войны. Значит, все-таки повод был! Ведь об этом сказал высокопоставленный чиновник Третьего Рейха. Следовательно, война между СССР и Германией могла начаться еще в первой половине 1939 года. Дотошный читатель может в этом усомниться. Мол, Германия тогда была совершенно не готова к ней. Как и Советский Союз. Давайте вспомним финскую кампанию! Меня могут обвинить в большом преувеличении того, что Гитлер собирался Подкарпатскую Русь сделать очагом разжигания большой войны. В таком случае обращаю ваше внимание на тот эпизод у польско-немецкой границы, инсценированный немцами, с которого началась вторая мировая война. Он несоизмеримо мельче того, что собой являла Карпатороссия. На территории республики проживало много немцев, и Германия вполне могла взять их под свою защиту, откликнувшись на предложения Волошина. Это бы не понравилось Советскому Союзу. Карпатороссия могла стать прекрасным плацдармом для сосредоточения сил Германии непосредственно у границ СССР. Плюс природные и людские ресурсы, которые для стремительно развивающейся промышленности Третьего Рейха были бы отнюдь не лишними. Но существовал и второй вариант, еще более желанный для немцев, - оккупация Карпатороссии Венграми и приход Красной Армии на помощь братьям-славянам, как это часто бывало в нашей истории. Вся Европа, убедившись в хищной и захватнической сущности большевиков, восстала бы в праведном гневе против СССР. Но уже в справедливой войне. Сталин, к счастью, такого подарка Гитлеру не сделал. При таком развитии сценария о последствиях такой войны думать не хочется. 21 июля 1939 года в Вене Правительство Карпатской Украины в изгнании во главе с А. Волошиным заключило договор с ОУН (Организация Украинских националистов), в котором было сказано: «Власти (президент и правительство) Карпатской Украины признают украинское националистическое движение единственным носителем соборническо-освободительной борьбы украинской нации и Провод украинских националистов руководителем этой борьбы». Сказать, что это была медвежья услуга Карпатороссии, значит ничего не сказать. И, как знать, не этот ли, с позволения сказать, «документ» помог решить послевоенную судьбу Подкарпатской Руси? Священник-авантюрист, фактически незаконно пришедший к власти, вверг народ еще не сформировавшейся республики в войну (в это время несколько европейских государств находились в такой же ситуации, но сумели избежать бессмысленного кровопролития) через три дня бежал, оставив свое войско на расправу противникам. Хотя чувство сострадания к соотечественникам нормального лидера должно бы подвигнуть к какой-то миротворческой деятельности. Но униатский воитель в рясе, воспитанный в лучших традициях средневековых крестоносцев, уповал не на молитву к Господу, не на мирное решение проблем, а на разящий меч. Волошин, получивший богословское образование и всю жизнь проживший в многонациональном крае, обязан был быть более осторожным и толерантным. Республика, не имеющая не только армии, но и нормального тыла, военной инфраструктуры, не могла противостоять регулярной армии. Военным подразделениям Сечи неоткуда было ждать поставок оружия, боеприпасов, продовольствия, медицинской помощи раненым. Одним словом: кончились патроны – кончилась война. Не иначе, как преступлением, можно назвать отправку семинаристов в район боевых действий. Как это все напоминает последний резерв фюрера, когда на алтарь Молоха войны были брошены дети! Но тот был бесноватым ефрейтором, а здесь – униатский священник! Некий источник с пафосом сообщал: «Молодёжь почти не имела опыта обращения с оружием, но отваги было не занимать, в плен они не сдавались». А знаменитый тактический ход – рассредоточение сечевиков вдоль реки Тиса, которым гордятся поклонники той войны, был ни чем иным, как подписанием смертного приговора обороняющимся. Абсолютно ровная местность позволяла простреливать позиции обороняющихся с любой точки, а отсутствие естественных укрытий у берега делала их позиции уязвимыми даже для стрелкового оружия. Уж не говоря об артиллерии. Сама река являлась прекрасным ориентиром для нападающих. Им было легко вести эффективный огонь по позициям сечевиков. Водная преграда в тылу, окружение с флангов и с фронта лишали обороняющихся возможности маневра и ухода из-под огня танков, артиллерии и авиации. Военное командование Сечи при желании спасти жизни своих воинов должно было бы увести людей в гористую местность, где венгры были бы лишены превосходства и воевали без танков и тяжелых орудий. А сечевики, разбившись на мобильные группы, получили тактическое превосходство. Но, скорее всего, сечевики прикрывали или имитировали прикрытие отхода президента и его свиты в Румынию. Главным комендантом ОНОКСа (Организация Народной Обороны – Карпатская Сечь) был бывший офицер австро-венгерской армии Дмитрий Климпуш, о котором мне рассказывал мой одноклассник, его дальний родственник Николай Климпуш. Комендант, по всей вероятности, был человеком достаточно образованным и достойным. Надеюсь, что не он стал организатором этой бессмысленной кровавой акции. Скорее всего, это было решение А. Волошина, человека, который в силу образования должен бы был управлять церковным приходом или епархией. Но никак не военными действиями. Этот тактический ход с обороной реки давал шанс Карпатской Сечи продержаться не более одного боя. А в горах они могли сражаться многие месяцы, а то и годы. Фамилию автора этой «блестящей» стратегии Карпатской Сечи, кстати – преподавателя тех самых семинаристов, не упоминаю (считаю её несущественной). Этот преподаватель имел чин ротмистра. Но я почти уверен – такую тактику мог выбрать не военный человек. Накануне революции В.И. Ленин любил повторять: главное – втянуться в драку, а там видно будет. Неужто Волошин читал классика марксизма-ленинизма? В самом начале публикаций об истории нашей маленькой многострадальной республики я пытался не упоминать имя Августина Волошина. Но, к сожалению, сделать это оказалось невозможным. Слишком много следов в истории Подкарпатской Руси оставил этот «деятель». Вся его жизнь пронизана одним желанием – войти в историю. Но практика показывает, что желающие войти в историю, как правило, в неё «влипают». А нашему герою, видно, было и не так уж важно, в каком качестве: гауляйтера Карпато-Прусского протектората, президента Соборной Украины, Господарем Карпато-Румынской жудеции – в момент отчаяния Волошин предложил Румынии включить в её состав Карпатскую Украину. В разгар военных действий в волошинской республике Румыния могла присоединить к себе вместе с новой территорией и войну. Редчайшая политическая наивность! А Волошин, оказавшись в оккупированной немцами Праге, не бездействовал. Там он возглавил Украинский Вильный университет, финансируемый нацистами. Для кого он ковал кадры, секретом не является. Волошинские националисты, выжившие в скоротечной войне, оказались в венгерских концлагерях. И вскоре по указанию из Берлина они были выпущены на свободу и влились в различные пронацисткие формирования, комплектовавшиеся на территории Венгрии. Так была брошена еще одна тень на Русинскую республику. А после освобождения Карпатороссии от венгерской и немецкой оккупации на южных склонах Карпат стали активно действовать Галицкие боевики, которых благословил сам Волошин. Они усердно имитировали бандеровское движение, которое было отвергнуто местными жителями – карпатороссами. На Подкарпатской Руси им не удалось создать ни одного реально действующего отряда! Волошин сослужил плохую службу Карпатороссии. Не будь его «Карпатской Украины», связей с нацистами, украинскими националистами, вероятно, Подкарпатская Русь имела бы шанс стать 16 республикой СССР со всеми вытекающими отсюда последствиями. Зная, что является «калифом на час», Волошин в самые короткие сроки сумел создать параллельную историю Подкарпатской Руси, подменив ее историей Карпатской Украины, внес путаницу в умы людей, создал ложное представление о древнем русинском народе, заменив русинское движение украинским национализмом. Не исключено, что по этой причине Карпатороссия железной рукой товарища Сталина была превращена в заурядную окраину Советской империи. Август 2006 г. Красноярск ЗА СВОБОДОЙ В СИБИРЬ ИЛИ ССЫЛКА В АМЕРИКУ? По прошествии многих лет трудно узнать, имеет ли эта история реальное подтверждение. Или она так и останется красивой легендой… И все-таки я уверен: она настолько правдива, что имеет место быть. Произошло все в достопамятном 1945 году, после освобождения Советской Армией Подкарпатской Руси от венгеро-немецкой оккупации и последующей её аннексией СССР. А рассказал мне эту историю в моем далеком детстве весьма достойный и уважаемый человек, житель поселка Вильховатый, ныне, к сожалению, уже покойный Петр Данышек. После взятия частями Советской Армии одного из населенных пунктов – то ли Богдан, то ли Квасы, что на Раховщине, молоденький офицер только что открытой комендатуры собрал местное население в центре местечка. Представившись пришедшим, офицер бегло рассказал о структуре Советской власти, о парти



полная версия страницы