Форум » ДАЙДЖЕСТ прессы » Возникновение русинского национального православного движения в Карпатской Руси (з 1848 по 1918 гг.) » Ответить

Возникновение русинского национального православного движения в Карпатской Руси (з 1848 по 1918 гг.)

О. Корчмарь: В последнее время многие историки все больше внимание уделяют вопросам национальным и социально-политических условий возникновения русинского национального православного движения в Карпатской Руси (з 1848 по 1918 гг.). Ведь русинское движение, имея свои глубокие исторические корни и свою тысячелетнюю церковную историю, было не спонтанным, а закономерным. Оно быстро шло в фарватере «весны народов» 1848-49 годов, и успешно завершилось признанием подкарпатских русинов, как народа с правом на самоопределение в (1918 г.). Сегодня все, кому не лень, объясняют. Фантазируют многие, что русины это все лишь старое название украинцев Австро-Венгрии, хотя реально в этой империи знали 1000 лет русинов, и только с конца 19 века украинцев! Но, что показательно, и чего не знают многие политологи, в Австро-Венгрии значились признаними обе национальности, причем, именно как разные. Кстати, 18 января - 370 летний юбилей Ужгородской унии! В это же самое время на Карпатской Руси Австро-Венгрия организовала силою властей для РУСИНОВ отдельную от Брестской (1596 г) унию Ужгородскую от 1646 года. Т.е. и здесь: Две унии заключались явно для двух разных народов в разных условиях. В это же самое время руський народ на восток от Карпат также формировался (или его формировали специально каменщики) в плане самоидентификакции. Так жителей польской провинции Галиция галичан, поляки и австрийцы стали называть окраинцами, наполнять их украинской идеей и жестко привели их к украинской самоидентификации. Свою подлинную идентичность галичане утратили и в этом русины Закарпатья видять глухую национальную неопределенность нынешнего населения того бывшего австрийского региона. Единый ранее руський народ приобрел после 1918 года великороссов, как русских, малороссов, как украинцев, белорусинов, как белоруссов и таким их на восток от Карпат зафиксировало международное сообщество. А с 1922 года всех их стали ассимилировать под безликий и безбожный советский народ. На юг же от Карпат произошли иные, более свободные от внешнего влияния национальные процессы, приведшие народ НА ЮГ ОТ КАРПАТ к признанной в мире самоидентификации с древнейшим их и не изменяемым за 1000 лет этнониме «русины». К 1918-1919 годам кроме признания самоидентификации «русины подкарпатские», прибавилось признание национальных границ проживання этого русинского народа и его признанной 57 государствами мира национальной государственности в форме национальной автономной республики Подкарпатская Русь (с 1919 года по 1946 гг.) в составе Чехо-Словакии. ЧСР с 21 ноября 1938 года образовалась как Чехо-Словацко-Русинская Федерация (ЧСР), с элементами Конфедерации. Подкарпатские русины, стабильно составлявшие около 70% жителей Автономной Республики Подкарпатская Русь, до сих пор являються в регионе титульной нацией, мирно живущей со всеми коренными здесь народами. Аргументы и факты от Мараморош-Сигетский процессов 100-летней давности научают нас и сегодня стоять на защите справедливой истории подкарпатских русинов и их бывшей национальной государственности в рамках Чехословацкой Федерации, и их реальных правах в рамках независимой Украины, где им попытались переписать историю и заменить силой государственной власти этноним «русины» на «этноним «украинцы». Лично мне это изменение этнонима «русин» на «украинец» совершено принудительно Украинским судебным решением от 18 марта 2012 года. Также, одним из важных вопросов для нас сегодня является освещение и темы «Мараморош-Сигетский процесс», в контексте геополитических процессов 20 и 21 века, как и в контексте вынужденных европейских транснациональных миграций подкарпатских русинов, не прекращающихся и сегодня. Отметим, что эмиграция подкарпатских русинов в США, и принятие ими там Православия, и пребывание там священника Алексия Кабалюка, показала, что на то время США действительно были еще демократическими. Это резко вывело русинские карпатские религиозные проблемы, проблемы реализации прав и свобод, собственно, за рамки самой католическо-протестантской Австро-Венгрии. Без освещения этих вопросов трудно представить причины и указать истинные мотивы духовно-национального возрождения русинов под Карпатами в во время «весны народов» и начале русинской государственности в начале 20 века. Есть мнения политологов, что страшные судебные преследования, гонения, репрессии и другие преследования русинов от австро-венгерской власти в начале 20 века, не на шутку доказывали боязнь властей русинского духовного, а с ним и национального возрождения, чем РЕАЛЬНО только усилили это движение и вывели духовно-национальную проблему карпатских русинов из локальных в международную, завершившуюся созданием русин ской государственности в рамках ЧСР. К сожалению, эта проблема до конца сегодня еще не решена в рамках Украины, хотя русины не теряют надежды, что время признания их прав уже близко. Или как говорять сами русины: Уже ближе, чем дальше!

Ответов - 0



полная версия страницы