Форум » НОВОСТИ В МИРЕ И НА ПОДКАРПАТСКОЙ РУСИ » О знаменитом русине-хирурге А. Фединце и о русинском обществе «Возрождение». » Ответить

О знаменитом русине-хирурге А. Фединце и о русинском обществе «Возрождение».

Елена Русин: Е.Русин (по материалам А. Русина) О знаменитом русине-хирурге А. Фединце и о русинском обществе «Возрождение». Или о том, что русинские рукописи и архивные фонды с русинскими документами не только «не горят», но и сохранились в странах-соседях Украины. Недавно (13 июня) подкарпатские русины (и не русины тоже) отмечали 115- летие со дня рождения (1897 г.) выдающегося сына русинского народа, «хирурга от Бога» Александра Фединца. В Мукачеве, в Сваляве и в Ужгороде русинские организации провели свои заседания, воздав дань великому сыну русинского народа А. Фединцу. Празднование памяти А. Фединца в Ужгороде, организация круглого стола, хоть и не привлекла много людей, но все же засвидетельствовала о то что русины (и не русины) своего наставника учителя «хирурга от Бога» не забывают. Правда не обошлось и без «неточностей…» о великом хирурге-русине. Некоторые «добродії», в традиционно лживом пропагандистском украинском духе, попытались русина из Малого Раковца, что на Иршавщине (Иращавщина вообще щедра на таланты) представить «видатним українським вченим», а в СМИ прошла заведомо неправдивая информация о том, что « …під час навчання в Празькому університеті студенти з Підкарпатської Русі ділилися на українофілів і русофілів. Олександр Васильович (Фединец) вважав себе українцем і відвідував український гурток». Эта информация - сгусток неправды свидомых, о чем свидетельствует и его надгробная надпись на венгерском языке. Подобные утверждения позволяют себе некоторые, видимо, рассчитывая, что все материалы того периода надежно переработаны злодейским КГБ и украинскими коммунистами после 1945 года на Раховской картонной фабрике, а после 1991 года надежно уложены в архивные «закрома» нацистского антирусинского СБУ, скрывшего массу русинских документов и материалов, но пускающего инфопушку, что они «відкривають архіви». Часть русинских документов давно «сгнили при сонетах» и «гниют по закарпатским архивам», часть документов разворованы по «частным коллекциям» «свидомыми» и простому человеку недоступны. Однако, «не горят» не только русинские рукописи, но и архивные фонды с русинскими документами в странах-соседях тоталитарной Украины, где Подкарпатская Русь до 1945 года, т.е. до прихода освободителей украинских большевиков и украинских коммунистов, пребывала как национальная русинская республика Подкарпатская Русь. А как было на самом деле? Практически до конца Первой мировой войны русинских студентов в Праге не было. Дети русинов могли заканчивать исключительно русинские церковные приходские классы и венгерские государственные школы, воспитывались с глубокого детства наряду с русинскими традициями и в венгерском народном духе. И только очень сильные русинские личности могли сохранить свою русинскую национальную самобытность без влияния венгерской. В вузах они могли учиться в Будапеште, в центре венгерской культуры, и в Вене. Но там они не могли услышать свободно слова славянского, теряя, таким образом, даже те крупицы самобытности, которые они получили дома в семье. В самом начале освобождения русинов от австро-мадьярского ига после 1918 года в Праге обучалась только горстка молодых и надежных людей. Еще год назад они только надеялись на то, что однажды придет освобождение русинского народа, и детей из бедных русинских семей, но здоровых душей и умом, лучших представителей русинского народа, возьмут на обучение в ВУЗ. Они в Праге стали гордо декларировать свою национальную принадлежность – как подкарпатские русины, сыны народа, который сформировался в политическую нацию и создал свою государственность Подкарпатская Русь, признанную во всем мире 10.09.1919 года. Среди тех славных русинов достойное место занимает и русин А. Фединец- студент медицинского факультета Карлова университета (год окончания университета 1924 г.) Все они, студенты-русины, были пионерами Подкарпатской Руси в Праге. В то время о Подкарпатской Руси мало знали чехи, но осознавали, что к Чехословакии свободно присоединилась автономная русинская Республика Подкарпатская Русь и эти 10-12 русинских студентов информировали чехословацкую общественность о своей славной Отчизне-Отцюзнине и о древнейшем в Европе народе русинов. Для них эти годы были поначалу тяжкие, но в то же время и радостные. Радостные по причине, что каждый из них знал, что он учится и готовится трудиться для созидания, развития и добра своего русинского народа на родной русинской земле Подкарпатская Русь. Русинское общество «Возрождение» и галицко-польские украинцы-эмигранты. В самом начале этих несколько студентов жили по всей Праге, но уже в 1921 г. они организовали Кружок карпаторусских студентов «Возрождение», который затем стал местом их встреч. Со временем (1925 г.) «кружок» трансформировался в общество «Возрождение». Это общество практически стало первым студенческим обществом в истории русинского народа, поскольку организация греко-католических теологов в Будапеште в 1860 г. не может считаться полностью подкарпато-русской. Кроме того, эта организация, даже не начав свою широкую работу очень быстро распустилась. После большевистского переворота-революции 1917 г. из России эмигрировало от ½ до 2 миллионов человек. Собственно из будущей Советской Украины и польской Галиции несколько десяток тысяч. Первая волна российских и украинских беженцев достигла территории новообразованной Чехословакии уже несколько месяцев спустя после ее рождения. Источником их стала псевдо республика ЗУНР. Ее пресловутым галицким «президентом», вскоре и диктатором, стал адвокат, депутат Венгерского парламента Евген Петрушевич. Год спустя, когда красные наголову разбили его «австрийскую армию», он бежал домой - в Вену. Остатки войск «австрийской» Галицкой армии - 257 офицеров, 700 солдат, 78 гражданских лиц под командованием бывшего австрийского подполковника 55 пехотного полка, немца из Буковины Антона Крауса через Карпатские перевалы бежала в ЧСР. Чехословацкие органы их, естественно, разоружили, интернировали и создавали «рабочие лагеря». Таких лагерей было создано четыре (в Михайловцах, Ужгороде, Берегово и для наиболее «неспокойных» в Белой Церкви около Мараморошского Сигота). На все ихние просьбы создать на их базе отдельную часть чехословацкой армии был получен твердый отказ чешских властей. В это время в Немецком Яблонном у Либерца уже существовала с мая 1919 г. интернированная ранее украинская бригада - 250 офицеров и 4 000 солдат. Лагеря пополняли все новые и новые перебежчики галичане и украинцы. Через границу проникали группы или единицы разбитых воинских частей, беглецы из польских лагерей для интернированных украинцев (собственно галичан). В конце апреля 1921 г. их уже во всех лагерях насчитывалось 7500 человек. 1000 офицеров, 6200 солдат.. Размещали их на различных местах Республики - от Подкарпатской Руси до Аша на западной границе Чехии. Уже после 1923 г. интернационные лагеря из Подкарпатской Руси были переведены в Иозефов. Антиукраинские свидетельства А. Волошина «героя Украины» и культурно-просветительные акции «Возрождения». Естественно, с наплывом такой волны эмигрантов из-за перевалов возникли проблемы трудоустройства. Еженедельник «Свобода» под редакцией будущего «героя Украины» А.Волошина писал по-русински: «…из соседней Галичины пришло великое множество интеллигенции, выгнанной по политическим мотивам поляками, они поселились на подкарпаторусской земле… Чехословацкое правительство наповнило школы, уряды и редакции газет эмигрантами галицькыми…». Практически два года русинское студенчество в Праге не знало идеологических разногласий. В это время дома, на Подкарпатской Руси, уже начал разгораться привнесенный сюда зайдами из-за Карпат русинко-украинский языковый бой, который до Праги еще не докатился. Уже в 1922 г. здесь была предпринята первая несмелая попытка насадить политическое украинство галицко-австрийского толка, с попыткой переориентации общества на проукраинские рельсы. И поскольку бунт полностью провалился, всего несколько студентов вышли из общества «Возрождение» и организовали «Кружок соціальної помочи підкарпаторуських студентів». Учитывая такие «вилазки» галицких украинцев, уже в 1923 г. русинское общество «Возрождение» предприняло первый культурно-просветительский выезд на родную Подкарпатскую Русь. Хор «Возрождение» ровно также как и драматическая труппа уже могли получить признание не только в Праге, но и у себя дома на Подкарпатской Руси. В 1927 был организован второй выезд, в 1929 – третий, и, соответственно, в 1931 - четвертый выезд на русинскую Родину-Отцюзнину. Концерты и выступления русинского «Возрождения» проводило не только дома, но и в Восточной Словакии. В концертах принял участие и знаменитый балалаечный оркестр «Возрождения». В свою очередь, манипулируя назаниями, украинофильский кружок также изменил свое название на «Союз підкарпатських руських студентів», но по сравнению с обществом «Возрождение» этот союз ничем не проявился. Русинское общество «Возрождение» в 1928 г. издало сборник стихотворений своего члена русина Михаила Поповича. Шла подготовка издания сборника еще одного талантливого члена общества – русина Андрея Корабелеша. Но он свой сборник издал где-то в другом месте самостоятельно. В 1930 г. русинское «Возрождение» стало издавать свой журнал (ежемесячник) «Молодая Русь». В 1927 была предпринята попытка учреждения общегосударственной организации «Центральный союз чехословацких студентов» (туда вошел и украинофильский союз), однако украинский союз уже в 1928 вышел из ЦСЧСС и, таким образом, в организации студентов осталось только русинское общество «Возрождение». К счастью в ЦСЧСС очень скоро вошла и «Литературная школа» ужгородских богословов, а позже и союз карпаторусских студентов «Друг» в Мукачево, SKS 9 союз карпатских студентов, «Добрянский» в Братиславе, СКС «Родина» в Чинадиево, СКС «Восход» в Хусте, и СКС «Стой» в Сваляве. Таким образом, в ЦСЧСС вошло семь студенческих организаций русинских студентов. Кроме вышеперечисленных студенческих организаций формально существовали и: филиал Пражского украинского общества «Союз» в Братиславе, в Праге два общества: «Греко-католический студенческий союз», «Союз православных студентов» и две или три студенческие фракции. Карпаторусинские студенты в Праге в своем большинстве представляли собой детей бедных русинских родителей. К счастью, различные социальные учреждения помогали самым бедным и их детям подниматься в обществе. Одним из таких фондов был в то время «Фонд Масарика помощи подкарпаторусскому студенчеству», из которого исключительно русины получали стипендию 400-1000 крон/год (покупательная способность тогдашней кроны соответствовали приблизительно одному евро). Оказывало помочь самым бедным студентам из своих фондов и правительство Подкарпатской Руси (Земский уряд) (300-1000 крон/год) Муниципалитет Праги организовал и студенческое общежитие, где за 75 крон/месяц студентам было предоставлено относительно комфортное жилье. Заметим, что именно русинские студенты от оплаты за общежитие были освобождены. По специальностям русинское студенчество было распределено: больше всего студентов изучало право, затем философию, природоведческие и медицинский факультет, и только небольшой процент - технические специальности. В Праге обучалось 85%, Брне 3% и в Братиславе 12% русинских студентов. Вот почему безосновательное утверждение, что (по сути своей аполитичный, закончивший гимназию на венгерском языке обучения в Севлюше и затем в Ужгороде), начавший свою учебу в университете Будапешта, русин от деда прадеда Александр Фединец, относительно социально самодостаточный (в то время его брат возглавлял банк в Ужгороде), симпатизировал или принимал участие в в убогих украинофильских мероприятиях и, тем более, в каких-то «українських кружках», неверное и не правдивое. Русинская общественность помнит и всегда будет беречь память о великом сыне нашего народа А. Фединце, хирурге от Бога и подлинном патриоте своего края и своего народа. Вечная память ему!

Ответов - 0



полная версия страницы