Форум » РЕПРЕССИИ И ЭТНОЦИД РУСИНСКОЙ НАЦИИ В УКРАИНЕ » Завершатся ли 20 летний украинский правительственный антирусинский террор и террор Верховной Рады » Ответить

Завершатся ли 20 летний украинский правительственный антирусинский террор и террор Верховной Рады

Д. Скворцов: Завершатся ли 20 летний украинский правительственный антирусинский террор и террор Верховной Рады в отношении подкарпатских русинов демократическим решением? Или о том, СТАНЕТ ЛИ КАРПАТСКАЯ ТРАГЕДИЯ ОПТИМИСТИЧЕСКОЙ? Д.Скворцов. Статья написана им 19 октября 2010 в газете «2000». На сайте Верховной рады был опубликован проект постановления по признанию русинов отдельной национальной группой, но потом его провалили. Сегодня в Украине из числа русинов оказался политическим осужденным свящ. Димитрий Сидор за то, что он осмелился перед украинским режимом стать на защиту русинского народа. Итак, можно констатировать, что украинская власть сегодня проявилась хуже, чем мадьярская в начале 20 века. Но сегодня Европа и мадьяры руиснов признают за народа, а в УКРАИНЕ, кучка узурпировавших власть над народом, 20 лет преследуют русинов и их сторонников. Русины как отдельный народ признаны в 22 странах мира. Украины в числе этих государств до сих пор нет. Правящие режимы здесь оказались далеки от демократии. Как и большую часть своих территорий, Подкарпатскую Русь (ныне Закарпатье) Украина получила в дар от ленинско-сталинско-хрущевского правительства в 1946 года путем аннексии, и принялась безотлагательно украинизировать местное славянское русинское население. Народ, выдержавший под мадьярским, румынским, и австрийским игом, героическую борьбу за сохранение своей русскости и был лишен и в незалежной Украине даже прав национального меньшинства. Как писал американский историк Николай Ульянов, «русская и мировая демократия, поднимающая шум в случае малейшего ущемления какого-нибудь людоедского племени в Африке, обошла полным молчанием факт насильственной украинизации народа карпатороссов». Впрочем, лишение русинов своей национальной идентичности, т.е. исконной православной веры, началось задолго до вхождения Покарпатской Руси в состав УССР. Пожалуй, переломным моментом в русинской трагедии стали т.н. «Мараморош-Сигетские процессы». О них я писал в «2000», но на сайте «2000» эта статья не сохранилась. Повторю ее здесь, немного расширив. КАК УБИВАЛИ ДУШУ КАРПАТ в начале 20 века, ТАК УБИВАЮТ ЕЕ УКРАИНЦЫ СЕГОДНЯ. В 1903 году на волне русинского национального возрождения в Австро-Венгерской империи, крестьяне подкарпатского села Иза пропели на литургии православный Символ Веры. Это означало их выход из унии. Село тотчас было наводнено жандармами. Правительство даже распорядилось построить в Изе казарму для последних, но на средства… селян (несмотря то, что село находилось в каких-то 5 км от губернского города Хуст). 22 крестьянина были привлечены к суду по обвинению в государственной измене. Так началось дело, получившее название «1-й Мармарош-Сигетский процесс» 1903 года. В ходе слушаний, обвинение в государственной измене было заменено маловразумительным «подстрекательством против мадьярской национальности». Крестьян Иоакима Вакарова, Василия Лазаря и Василия Каменя приговорили к 14 месяцам тюрьмы и, кроме того, к кабальному денежному штрафу. Чтобы покрыть штраф и огромные судебные издержки, с молотка были проданы земля, дома, скот, и прочее имущество заключенных. Их семьям пришлось искать кров у односельчан и жить на помощь православной общины. Выйдя из тюрьмы, Иоаким Вакаров был вновь арестован и умер под пытками. Похоронили его без священника. Но эти похороны стали толчком к еще более массовому переходу в Православие всех окрестных сел. В поисках священника русины обратились к сербскому патриарху Бранковичу. Вот как описывал их визит Сербский Патриарх Бранкович: «Я сказал, что ввиду мадьярского правительственного террора не решусь дать им священника. Потупились русские (русинские) крестьяне, затем, очнувшись от горя, твердо сказали мне: «Ты православный святитель, но мы вызываем тебя на Страшный суд, и ты дашь ответ Господу Иисусу Христу». Тут я уж смутился духом и решил исполнить свой долг… Но император передал мне, что он не желает назначения православного священника в село Иза… И я священника не послал, и теперь суди меня Бог на Страшном суде». До весны 1910 года русинам приходилось тайно крестить детей на Буковине у румынских священников, пока в Изу, переодевшись в еврейского торговца, не пришел за сто с лишним километров монах Алексий Кабалюк, сын лесоруба из деревни Ясенье (известное сегодня, как горный курорт Ясиня). Под видом точильщика отец Алексий стал обходить села и совершать православные таинства и службы. Так в один из дней он крестил 200 детей и причастил более тысячи верующих. По данным венгерской газеты «Оз ешт», за это время в Марамороше перешло в Православие свыше 14 тыс. человек. На отца Алексия началась настоящая облава, и он был вынужден бежать в Америку, где к тому времени сложилась многочисленная (около 600 000) карпато-русинская колония. Там он также вернул десятки тысяч русинов-эмигрантов в Православие. Не забывал отец Алексий и о Подкарпатской Руси, как своей родине, ведя с ней переписку. Тогда австрийские власти стали допрашивать всех, кто получал письма с американским штемпелем. Самым распространенным методом дознания было подвешивание к дереву за ногу. Через час висения из носа, горла, ушей текла кровь. Многие спасались от «мучилищного дерева» в горах. Так, одиннадцать девушек (Мария и Анна Вакаровы, Пелагея Смолик, Мария Мадор, Пелагея Тусть, Пелагея и Параскева Щербань, Юлианна Азай, Мария Прокун, Мария Довганич, Анна Камень) построили в лесу хижину, где стали жить по монашескому уставу. Выследившие их жандармы, перед тем как бросить в тюрьму, загнали всех в горную речку и продержали в ледяной воде два часа. В 1913 г. двести с лишним крестьян были арестованы по подозрению в «подстрекательстве» против Габсбургской империи в интересах России. Разумеется, не безвозмездном – полиция даже «нашла» двух еврейских корчмарей, которые засвидетельствовали, что они у одного из арестованных видели «русскую тысячерублевку». При этом следователи упустили из виду, что билет в тысячу рублей тогда не существовал. «Но так как в Австро-Венгрии имелись „банкноты" в тысячу крон, то, конечно, предполагали, что и в России имеются тысячерублевки», – вспоминал об этом эпизоде доктор Алексей Геровский, юрисконсульт Сербской Церкви. Те не менее, это стало началом 2-го Мараморош-Сигетского процесса. Королевский прокурор Андор Иллеш зачитал подсудимым обвинение в том, что они «находятся в сношениях с русским графом Владимиром Бобринским, членом Государственной Думы, с … афонскими, холмскими, киевскими, почаевскими монахами и получают от них денежную поддержку… с целью обратить униатских жителей государства, живущих в Мармароше, Угоче и Переи, в православную русскую веру... для присоединения означенных территорий... к русскому государству. Руководствовались они отчасти соображением материальной выгоды, отчасти же любовью к православной русской вере…».  Прибывший на процесс граф Бобринский изобличил всю нелепость обвинения: «...Указывается, что в двух корчмах православные предъявляли «копейки и рубли», это свидетельствует, что движение поддерживается из-за границы. Какая наивность! Неужели бы мы не сумели разменять рубли на кроны ранее, чем раздавать их угро-россам?.. Прокурору хорошо известно, что не материальной выгоды ищут православные, не богатеют они. Они разорены штрафами, постоем войск и тюремным заключением. Но прав, вполне прав прокурор, когда он говорит, что его жертвы «руководствовались любовью к православной русской вере». Добровольно вернулся из США на суд и о. Алексий (Кабалюк). В своем последнем слове он заявил: «Если стадо страдает, место пастыря – среди страдающих… Какой ни будет приговор, мы его примем. Если нам придется страдать, мы будем страдать за святое дело». Отец Алексий был осужден к 4 с половиной годам, еще 34 человека – до 2 лет заключения. Но даже во время самого процесса в Изе было создано подпольное православное сестринство. Организовала его совсем еще юная Иулиания Прокоп. Узнавшие о том жандармы ночью ворвались в село и арестовали сестер. Раздев их догола и облив на морозе водой, жандармы водили их по селу для устрашения односельчан. Но никто от Православия не отрекся. Спасла девушек 1-я Мировая война и вступление в Мараморош русских войск. Лишь в 1918 году жандармы вновь дорвались до Иулиании: окровавленную, с переломанным носом и разбитой головой ее живьем закопали прямо в подвале камеры пыток. Но на четвертый день девушка чудесным образом очнулась и выбралась наружу. Раны ее также удивительно быстро зажили. К сожалению, фронт не дошел до РУСИНСКОЙ Лемковщины, где за выход 60 тысяч человек из унии, были расстреляны не только все православное духовенство, но и триста униатских священников – лишь по подозрению в тайных симпатиях к России. Сотни представителей национальной интеллигенции были согнаны в 1914 году в тюрьму в Новом Санче, где заседал военно-полевой трибунал. По свидетельству историка Александра Сабова (родом из Закарпатья), первыми перед трибуналом предстали священник Петр Сандович с сыном Антонием, только что окончившим университет по курсу философии. Против него «свидетельствовала вещественная улика»: собственноручное письмо, где "русская" написано с двумя "с". Приговор: "Государственную измену считать доказанной, виновных о. Петра Сандовича и его сына расстрелять"... После распада Австро-Венгрии Подкарпатская Русь добровольно оказалась в составе Чехословакии. Но автономию края, предусмотренную Сен-Жерменским договором 1919 г., Карпатская Русь получила только сначала записью в Конституции, а реально — в 1938 году. Архимандрит Алексий (Кабалюк) скончался в 1949 г. В 1999-м его мощи были эксгумированы. Тело сохранилось практически полостью. Из гроба также была извлечена Акафистная икона, которую отец Алексий привез с Афона. На ней, полвека пролежавшей в переувлажненном грунте, даже не потускнели краски (сегодня икона и нетленные мощи святого доступны для поклонения в Свято-Николаевском монастыре с. Иза-Карпулаш Хутсткой епархии). В конце 2006 года синод Украинской Православной Церкви постановил в первое воскресенье после Дня памяти Кирилла и Мефодия (24 мая) праздновать день всех Карпаторусских святых.

Ответов - 0



полная версия страницы