Форум » ПИСЬМА РУСИНОВ и ответы на них » Что ждет антирусинов в Республике Подкарпатская Русь. Опыт по румынском секуритате, немецком штази » Ответить

Что ждет антирусинов в Республике Подкарпатская Русь. Опыт по румынском секуритате, немецком штази

rusin: Что ждет антирусинов в Республике Подкарпатская Русь. Опыт по румынском секуритате, немецком штази, чешском СтБ.... В договоре об объединении Германий был прописан пункт: служащие госучреждений и судьи должны повторно подать заявления о приеме на работу. Все архивы передали «комиссии Гаука», пастора из Ростока, бывшего диссидента, которого сделали «главным архивариусом». Госорганы получили право запрашивать из архива информацию о каждом новом желающем устроиться на работу. Если выяснялось, что он сотрудничал с секретной службой, ему давали от ворот поворот. Бывшие агенты и сотрудники тайной службы не имеют в ФРГ права занимать сколько-нибудь высоких публичных постов вплоть до 2011 года. Венгрия: Закон Зетени-Такача от 1992 г. установил уголовную ответственность без срока давности для лиц, совершивших в декабре 1944 – мае 1990 г. предательство Родины, вплоть до пожизненного заключения. Критики этого закона утверждают, что «под эту формулировку можно было при желании подвести любого участника советско-венгерского сотрудничества». Конституционный суд на основании обращения президента республики признал этот «закон мести» неконституционным. Высокопоставленные государственные деятели подвергаются здесь люстрации с 1994 года. Архивы частично остаются в ведении тайных служб. Наибольшее внимание привлек инцидент с премьер-министром Петером Медгесси (Peter Medgyessy) в 2002 году; премьер тогда признался в сотрудничестве с коммунистической госбезопасностью и подал в отставку. Чехия: По уровню последовательности люстрационной политики конкурирует с Германией. Здесь, еще в рамках Чехословакии, в 1991 г. парламент квалифицировал коммунистический режим как незаконный. Был принят соответствующий закон, в котором, в частности, говорилось: «Коммунистическая партия Чехословакии была организацией преступной и достойной осуждения, также как и другие организации, основанные на её идеологии, деятельность которых была направлена на лишение людей их прав и на удушение демократии». Под действие закона подпали 140 000 лиц, сотрудничавших с коммунистическим режимом в 1948-1989 годах. Кадровые работники и тайные агенты спецслужб, сотрудники партийного аппарата КПЧ, «политически руководившие» госбезопасностью, лишались на 5 лет права занимать ответственные посты в государственных органах, если специальная комиссия могла доказать их вину. В 1996 г. граждане Чехии – жертвы репрессий коммунистического режима – получили право знакомиться с досье спецслужб, заведёнными на них. Для остальных граждан архивы открылись с 2003 года. В то же время вопросы прохождения люстрации стали активно использоваться в политической борьбе за определённые государственные посты. Будучи еще президентом страны, сторонник «бархатной люстрации» Вацлав Гавел пытался наложить вето на продление упомянутого закона о декоммунизации до 2000 года (его действие заканчивалось в 1996), но парламент преодолел вето, и теперь он стал бессрочным. Словакия: В отличие от своих бывших собратьев по Чехословацкой федерации, руководство этой страны изначально негативно отнеслось к подобным «чисткам». Даже если суд признавал наличие вины, то наказание определялось минимальное. Люстрация всячески тормозилась. Например, Институт национальной памяти был основан здесь лишь в 2002 г. (впрочем, справедливости ради, надо отметить, что в «передовой» Чехии вопрос создания такого института сейчас только обсуждается, и поскольку против этого проекта высказываются не только коммунисты, но и большинство социал-демократов, судьба его находится под большим вопросом); никакой более-менее широкой люстрационной практики тут не наблюдалось, да и словацкие законы не слишком уж строги по отношению к бывшим агентам. Польша: Правительство, образованное лидерами «Солидарности», гарантировало неприкосновенность бывшим коммунистам. Но это не понравилось многим активистам сопротивления, подвергавшимся перзекуциям «при большевиках». Завязалась длительная политическая борьба; в ходе баталий были-таки оглашены списки лиц, сотрудничавших с прежним режимом. В 1997 г., несмотря на противодействие Леха Валенсы (который, как и Вацлав Гавел, стремился «не заострять вопрос»), был наконец принят Закон о люстрации. Это «привело к массовому доносительству. Самым известным из тех, кому в ту пору пришлось подать в отставку, стал вице-премьер Януш Томашевский. В 2004 году от этого закона пострадал маршал (председатель) польского сейма Юзеф Олексы (Juzef Oleksy) – польский люстрационный суд постановил, что Олексы в 1970-х гг. сотрудничал с армейской разведкой (что, по мнению специалистов, почти автоматически означало и связь с разведкой советской), но скрыл этот факт в люстрационном заявлении. 21 июля 2006 нижняя палата польского парламента приняла законопроект, расширяющий действие прежнего закона о люстрациях (касавшегося ранее лишь министров, депутатов, сенаторов, судей и чиновников); под люстрацию отныне попадают главы администраций населенных пунктов, члены руководства фирм с государственным участием, ученые, работники университетов, директора школ и журналисты. Показательно, что, несмотря на серию публикаций годичной давности о том, что с «органами» ПНР сотрудничали и сотни католических священников, служителей церкви закон формально не коснулся. Прибалтийские государства: Здесь вопрос о люстрации впервые был поставлен в 1990 г. в обращении Конгресса незаконно репрессированных Эстонии, Латвии и Литвы к Верховным Советам этих республик. В Эстонии был принят Закон о внесудебных массовых репрессиях в Советской Эстонии в 1940-1950-е гг., по которому прокуратуре Эстонской ССР было поручено рассмотреть вопрос о возбуждении уголовных дел и привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в массовых убийствах, других преступлениях против человечности. Латвийский Закон о выборах от 1992 г. требовал от всех кандидатов в депутаты парламента письменное заявление о наличии либо отсутствии у них связей с советскими или иными секретными службами. В Литве существует Закон о проверке мандатов депутатов, подозреваемых в сознательном сотрудничестве со специальными службами СССР или других государств. Согласно этому Закону, для проверки и расследования получивших огласку фактов сознательного сотрудничества депутата со специальными службами СССР или других государств должна была создаваться специальная депутатская комиссия соответствующего Совета, которая в случае надобности привлекала должностных лиц прокуратуры, внутренних дел и службы национальной безопасности. Литва и Эстония архивы уже открыли, Латвия поведет народ в свои архивные «закрома» в марте 2007 г. Бывшие агенты КГБ были здесь быстро уволены из органов общественного управления; однако по-прежнему существуют опасения по поводу сильного влияния российских тайных служб. Время от времени возникают связанные с этой темой аферы. Румыния: Только в 2006 году здесь появилась реальная политическая воля открыть архивы бывшей Секуритате (Sekuritate), но доступ к ним крайне ограничен. Проверке сейчас подвергаются лишь высшие государственные функционеры; сопротивление сотрудников тайной службы мероприятиям по рассекречиванию архивов еще очень велико. Болгария: В 1992 г. антикоммунистическое парламентское большинство сумело включить в несколько законов специальные статьи о декоммунизации, однако Конституционный суд объявил их не имеющими силы. Был отменён и Закон о декоммунизации науки и образования, принятый в декабре 1992 г. и запрещавший бывшим активистам Компартии и преподавателям коммунистической идеологии занимать руководящие должности в научных учреждениях и вузах. В то же время был принят Закон, запрещающий разглашение информации о деятельности тайной полиции и публикацию документов, подтверждающих отсутствие связи политиков и государственных чиновников с органами государственной безопасности. Доступ к архивам пока ограничен. Вскоре вступит в действие новый закон, который расширит полномочия соответствующей парламентской комиссии, а также круг лиц, которых люстрация касается. Между тем, профессия «архивариус» в этом балканском государстве становится опасной. Глава архивной службы Болгарии в ноябре прошлого года покончил жизнь самоубийством. .... Итак, вариантов люстрационной политики немало – от достаточно радикальных, «хирургических» немецко-венгерско-чешских до имитационных словако-румыно-болгарских. .... Проблема родилась не сегодня: она коренится в незавершенности перемен, произошедших в конце 80-х – начале 90-х годов на территории бывшего СССР. Власть коммунистической партократии пала – но ответственность тех ее адептов, которые под видом защиты народных и национальных интересов совершали «преступления по государственному заказу», так и не была определена. Большинство людей из прежней номенклатуры либо плавно перетекло в номенклатуру новую, либо очень хорошо устроилось в бизнесе. Наказаны были лишь немногие – в основном лишь те из них, кто не хотел мириться с наступлением «нового порядка» и искренне-самоотверженно боролся за удержание или возвращение порядка прежнего. Обществу было как бы между строк сказано: «Следствие окончено, забудьте, у нас в КПСС было почти 20 миллионов членов, вы что же, хотите, чтобы мы их за это репрессиям подвергали? Вы хотите, чтобы мы компартию объявляли вне закона, как немецкую НСДАП после Нюрнберга? Вы этого хотите?!» Общество намек поняло и, как водится, взяло под козырек. Оно давно устало и, казалось, ничего подобного не хотело. Хотя понятно, что данная логика рассчитана либо на людей недалеких и наивных, либо на тех, кому есть что терять в случае рассекречивания всевозможных нехороших архивов. Но прежде всего – на людей равнодушных к политическим проблемам и занятых банальным выживанием в условиях дикого капитализма. .... Посему особенно важно то, какую позицию займут те, кому «не всё равно», кому есть что терять и что обретать. Как они найдут консенсус – по польской, чешской или, не приведи Господь, румынской версии, – пока загадка. Однако ясно, что это будет лишь первый акт драмы. ... В Российской Федерации «единственной люстрационной мерой стал закон о реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 года. Этот закон содержал норму, согласно которой работники ВЧК, ГПУ-ОГПУ, НКВД, МГБ и прокуратуры, а также судьи, участвовавшие в расследовании и рассмотрении дел о политических репрессиях, должны были понести уголовную ответственность. Сведения о лицах, признанных виновными в фальсификации дел, применении незаконных методов расследования, преступлениях против правосудия, периодически публиковались средствами массовой информации. Однако практическая реализация данных положений не проводилась, и известны лишь единичные случаи постановки вопроса о привлечении к ответственности таких лиц». Вопрос был не только «щекотливым», но и откровенно опасным. Главным «мотором» российского «люстрационного лобби» считалась депутат Галина Старовойтова, которая еще в декабре 1992 г. внесла в Верховный Совет РФ законопроект «О запрете на профессии для проводников политики тоталитарного режима» с предложением «подвергнуть профессиональным ограничениям работников партаппарата КПСС, штатных сотрудников и агентуру советских и российских спецслужб». ... Что было на Украине? В феврале 2005 г. в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект о люстрации. Согласно этому документу, процедура проверки должна коснуться всех лиц, занимающих какие-либо руководящие посты, и кандидатов на должности в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, во всех учебных учреждениях, избирательных комиссиях, СМИ, политических партиях и общественных организациях, а также органах местного самоуправления, правоохранительных органах и Вооружённых силах. Каждый чиновник, по мнению разработчиков законопроекта, должен быть проверен на причастность к фальсификации выборов президента в 2004 г. (очень важный для Беларуси момент; у нас есть что проверять фактически начиная с референдума 1995 г.). Второй причиной запрета на работу в документе указано сотрудничество с оперативными сотрудниками бывшего КГБ СССР, а с 1991 года – с иностранными спецслужбами. От проверки, согласно законопроекту, автоматически освобождались президент Украины и руководящий состав его администрации. Но изменившаяся политическая обстановка помешала принятию этого закона. Интересно мнение одного из противников этого законопроекта, который заявил, что люстрация на Украине (читай: в любой постсоветской республике) была бы актом государственного самоубийства, поскольку там нет ни одного мало-мальски значительного чиновника, который не был бы так или иначе связан с КГБ. Уволь их – и завтра некому будет управлять страной… Другой противник сказал, что сравнивать гипотетическую украинскую люстрацию с реальной чешской (именно она легла в основу проекта, зарегистрированного Радой) никак невозможно, поскольку чехи умудрились перед воплощением закона в жизнь сменить весь судейский корпус; сделать то же самое на Украине невозможно, все суды насквозь коррумпированы и не имеют морального права выносить люстрационные решения. Неясно только, откуда чехи вдруг взяли да вынули такое количество «стерильных судей»; о том, что это не так, свидетельствует и то, что до сих пор в Чехии тут и там возникают споры и скандалы вокруг «дореволюционного» прошлого судей, прокуроров, работников правоохранительных органов и других лиц. Люстрация – процесс длительный. ... Не так давно чешское телевидение показало немецкий документальный фильм о жизни маленького городка в Саксонии времен нацизма. При этом были обильно использованы архивы местного отделения гестапо. Немцы со всей своей вошедшей в поговорку педантичностью зафиксировали лавину доносительства, которая обрушилась на тайную гитлеровскую полицию со стороны местного населения: сводились счеты, захватывалось имущество, отбивались жены… Отделение гестапо жаловалось наверх, мол, в таких условиях крайне сложно отделить правду от лжи, понять, где – истинные русские, английские и прочие шпионы, коммунисты-саботажники, подрывные элементы, симпатизирующие евреям, и т.д., а где – несправедливо оболганные и кристально честные немецкие патриоты-«агнцы», беззаветно любящие фюрера и свой национал-социалистический «фатерлянд». Автор смотрел на весь этот «апофеоз государственной безопасности», вспоминая рассказы своей покойной матушки, отец которой (дед автора) был при Сталине посажен примерно в таких же обстоятельствах (после войны на него ложно донес работник НКВД, за что-то обиженный на деда еще с довоенных времен; в результате дед бесследно сгинул в пермских лагерях), и поражался сходству. В аналогиях, проводимых между гестапо (Geheime Staatspolizei) и органами государственной безопасности советской эпохи, нет ничего нового и оригинального. Однако между ними сохранилось то существенное различие, которое отделяет «побежденного» от «победителя». Первую «службу» процесс денацификации поставил вне закона; вторая, несмотря на сильные удары, нанесенные ей во времена «оттепели» и «перестройки», выжила, сохранила кадры, традиции, и сегодня, трансформировавшись в национальные спецслужбы, фактически уверена, что виниться и стыдиться ей не за что. Ни о какой люстрации, серьезном очищении органов госбезопасности от сотрудников, занимавшихся политическими преследованиями, общественно-порицательном судебном процессе речь не шла. Не говоря уж об открытии секретных оперативных архивов, опубликовании списков агентов, осведомителей, доступе к «делам оперативной разработки», а также прочих подобных вещах, которые в большинстве стран Восточной Европы стали рутиной. ... То, что сегодня кажется невозможным, завтра может стать реальным и в Беларуси. Чехи, восточные немцы, венгры и другие наши бывшие собратья по несчастью тоже начинали с нуля. Важен порой сам факт этого начала. ...речь шла прежде всего об ответственности за сотрудничество с преступным режимом ... ... Эти люди, конечно, могут надеяться на то, что архивы будут вовремя уничтожены «умными людьми» из ГБ. Однако рассчитывать на это особенно не стоит. Опыт Восточной Европы показал, что сколько архивы ни жги, а они, словно булгаковские рукописи, не горят.

Ответов - 0



полная версия страницы